Как одевались стиляги

Стиляга необыкновенный, подвид оригинальный

Как одевались стиляги

Впервые узнав о жизни на Западе из трофейных фильмов, молодые люди были покорены этим иным, волшебным миром. Интерес подогревали «весточки» из «несоветской» реальности, доходившие в Союз благодаря дипломатическим работникам, которые привозили одежду, журналы и запрещенные пластинки. В это время становятся популярны неизвестные доселе танцы и джаз, а песня из культового фильма «Серенада Солнечной Долины» «Поезд на Чаттанугу» («Chattanooga Choo Choo…») превратилась в своеобразный гимн стиляг.

Стиляги были разными. Одни были более эпатажными, другие более элегантными. Была «золотая молодежь» – дети тех, чьи родители были «выездными». Были стиляги, старательно подражавшие им. Были и простые, самостоятельные стиляги, сделавшие таковыми сами себя. Но все они – по одну сторону баррикад. Здесь все и всегда друг для друга – чуваки и чувихи. Свои.

Клетчатые пиджаки, набриолиненные коки, брюки-дудочки, обтягивающие юбки. Наряды дерзкие, яркие, шокирующие. Вызывающие «праведный гнев» у советских граждан, привыкших к вынужденному единообразию. Все это ради того, чтобы заявить: «Я не такой, как все!»; чтобы продемонстрировать свою независимость; ради того, чтобы и свои, и чужие видели: перед ними «стильный чувак»!

Одежда – знаковая система. Одежда – игра. Одежда – праздник. Одежда – средство для творчества. Мода стиляг была игривой и шутовской, сочетала несочетаемое, высокое и низкое, элегантное и экстравагантное. Эксперименты с внешним видом характерны для молодежи всех времен и народов, но в СССР 1950-х годов они были не просто юношеским желанием выделиться. Образ жизни стиляг был бунтом против унылой действительности, за который многим приходилось расплачиваться отнюдь не только спорами с родителями, но и образованием, работой, а порой – свободой. Впрочем, шуты всегда рисковали ради того, чтобы взбаламутить застоявшееся окружение.

В 50-е годы стиляги стали отменной мишенью для сатириков и карикатуристов, обличителей космополитизма, низкопоклонничества перед Западом и прочих радетелей советской нравственности. Вот описание из опубликованного в журнале «Крокодил» в 1949 году фельетона Д. Г. Беляева, в котором впервые появилось слово «стиляга»: «В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зеленые; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из черного лака и красной замши. Юноша оперся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки…»

А началось все после Великой Отечественной войны. Тогда СССР наводнили трофейные товары и одежда, а на экранах появились западные фильмы, показавшие совершенно иной мир – мир музыки, красоты и нарядной одежды. Могла ли жаждущая перемен, измученная убогим бытом и советской уравниловкой молодежь не ухватиться за эти праздничные образы?

Новые денди срисовывали свой имидж с киногероев, стараясь во всем подражать им – в меру сил и возможностей. Разумеется, возможности у всех были разными. И дело не только в деньгах. Важно было «достать» правильный предмет гардероба. Лишь дети дипломатов могли позволить себе щеголять в обновках, что называется, из первых рук. Тем же, кто попроще, приходилось выкручиваться: доставать одежду и аксессуары через знакомых, перекупать втридорога у фарцовщиков, караулить по комиссионкам западные ткани, чтобы заказать костюм у портного. Сначала помогали вещи, присланные по ленд-лизу: «Я носил из подарков американских, шикарные, например, были брюки, в такую полоску туманно-серебристо-белую. Интересные были штаны», – вспоминает Валентин Тихоненко, один из первых ленинградских стиляг. Позднее вещи стали покупать у иностранцев. Финны, приезжавшие в Ленинград, продавали одежду целыми чемоданами. В Москве у каждой крупной гостиницы толклись фарцовщики – «утюжили» иностранцев. Некоторые стиляги сами «утюжили», другие только перекупали вещи. Разумеется, эта деятельность была вне закона и сурово каралась.

Стильно одеваться было делом чести, а умение отличить настоящую фирменную «шмотку» от подделки и дешевки – предметом гордости. Знатоки сразу опознавали «правильную» вещь по особым признакам и знаковым деталям – таким как обязательная пуговичка сзади на рубашке, петелька-вешалка на спине, выделка швов. Умение как бы невзначай показать фирменный лейбл также высоко ценилось, существовали специальные приемы демонстрации одежды. Фирменный плащ, например, можно было опознать по подкладке, поэтому чтобы приоткрыть ее, модники специально засовывали руки в карманы пиджаков. Одежда позволяла выделить собратьев по стилю среди толпы, дарила ощущение своеобразного бунтарского заговора против унылого однообразия советского ширпотреба. Опознание марки на ходу считалось высшим пилотажем. Как рассказывал о таких прогулках опытный модник Саша Власов, «я на ходу посылал приветствие плащу».

Обезьяны, попугаи и северные олени

Итак, давайте представим, как выглядели отважные экспериментаторы в мире идеологически выдержанных стандартов.

Первые стиляги ходили в мешковатых пиджаках и широкополых шляпах, широких ярких штанах, носках немыслимых расцветок и пресловутых галстуках «пожар в джунглях», длиной почти до колен. Позднее стали популярны легендарный набриолиненный кок и тонкие усики-«мерзавчики». На смену широким брюкам пришли знаменитые «дудочки» – штаны, сильно зауженные книзу (в то время даже на ширину штанин существовало распоряжение ЦК – 32 см и ни миллиметром меньше!). Вошли в моду элегантные двубортные пиджаки с удлиненными полами и широкими плечами, подбитыми ватой; узкий «галстук-селедочка», завязывающийся на микроскопический узел; зонтик-тросточка. У героев американских фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты» заимствовали свитера с оленями.

Летом, выражаясь языком современных гламурных журналов, были актуальны яркие «гавайские» рубашки, в более холодное время – плащи и пальто. «Я был модный человек номер один. Однажды я купил швейцарское пальто, оно мне было нужно для рекламного броска… Это было роскошное швейцарское пальто… Я ходил в американском „стетсоне”, все по цвету, пальто голубое, до колен», – рассказывает Валентин Тихоненко. Особой популярностью пользовались плащи из болоньи. «Я страшно гордился своим плащом, привезенным из Львова, который тогда считался окном на Дикий Запад, – вспоминает Александр Бронштейн. – Однако „болонья” была рассчитана лишь на дождливую и прохладную погоду. Мы же щеголяли в них и в жару, и в холод – обливались потом, мерзли, но терпели».

Многие вещи с великим трудом изготавливались в домашних условиях, их называли «самострок». Из палаточного брезента шили брюки, армяне в мастерских по ремонту обуви «наваривали» на обувь подошвы из каучука – таким образом создавались модные ботинки «на манке». Еще один знаменитый ленинградский стиляга Жора Фридман, по воспоминаниям Валентина Тихоненко, одевался совершенно роскошно благодаря своей матери. «У него мать была очень культурная женщина, добрая, хорошая, такая домовитая, она очень хорошо шила. Все его костюмы – совершенно роскошные, я считаю, что он был стиляга номер один, – это мама ему шила, ему надо было только материал купить. А материал покупали в комиссионках, но он безумно дорого стоил, отрез на костюм стоил, кажется, около 2000 рублей, драп-велюр на пальто стоил 800 рублей метр, а этот где-то 700-800…На костюм надо было около трех метров, а еще подкладка, туда ведь нельзя сатин поставить, нужен был натуральный шелк, хороший такой, с металлическим отблеском». Какие-то вещи привозились из братских социалистических стран: из Китая – пестрые галстуки с обезьянами и драконами, с Кубы – «гавайки».

Поэт Евгений Рейн вспоминает: «До конца 50-х годов мужчины носили шелковые, зефировые рубашки очень ярких цветов – от бирюзового и рубинового до канареечно-желтого. К таким рубашкам полагался галстук из плотного крепдешина с каким-нибудь экстравагантным рисунком: например, полосатый с желтыми пчелами. Такие галстуки изготовлялись мелкими артелями, иногда попадались очень забавные».

Постепенно образ стиляг эволюционировал от эпатажности к более сдержанной элегантности. Стиляги переоделись в твидовые пиджаки с обязательным платочком в кармашке и костюмы-тройки. Гипертрофия закончилась. Вообще далеко не все стиляги были похожи на героев «крокодиловских» карикатур: «Бывали простенькие, но очень красивые костюмы, все были чисто шерстяные. В те времена хорошим материалом считалась чистая шерсть, 100-процентная, хорошего цвета. Костюмы были со вкусом, не было диких цветов, как комсомольцы писали. Были у меня плащи, шуба у меня была, английское пальто ратиновое… А эти писали – „попугайское”. Разве в Англии делают попугайское?» – говорит Валентин Тихоненко. «Я всегда любил строгую моду, и галстуков с петухами у меня никогда не было», – рассказывает Борис Алексеев.

Это интересно:  С чем и как носить легинсы. С чем носить леггинсы: модно и красиво

Отдельным шиком считались предметы роскоши: трофейные зажигалки и портсигары, редкие в те годы авторучки, американские игральные карты с полуобнаженными девушками, изображенными в стиле Pin-up.

«И кокотку из скандинавской редакции с ее порочным чувственным ртом!…»

Девушкам прослыть стилягой было гораздо проще. Один характерный акцент во внешности, западная деталь в гардеробе, минимальная косметика на лице – и «граждане» оглядывались на такую «девицу» с осуждением. Даже попытки соблюдать диету вызывали неодобрение: худосочные красотки на шпильках – не чета дородной девушке с веслом, кайлом и силовым кабелем!

Любые усилия выглядеть не как все вызывали жесткую реакцию официальных ревнителей «хорошего вкуса»: «По-модному истощенно-худая, бледная, на истомленном лице ее черные глаза тонули в густой черной тени. Пышные волосы были взбиты высоко вверх. Платье – в матово-черных разводах, тоже словно вычерченных тушью… Повеяло от этой женщины, словно сошедшей с картинки западного журнала, смрадом того гниющего мира, где человек не умеет уважать человека. Нет, эта гадкая манера разрисовывать лицо не подходит нашим жизнерадостным, прямодушным, честным, хорошим женщинам!» – проповедует один из памфлетов тех лет.

Наказывали за непокорность общепризнанному вкусу женщин наравне с мужчинами, а иногда и более серьезно. Помимо оскорбительных ярлыков и унизительных товарищеских судов, девушки расплачивались своей внешностью. Любой рейд на стиляг мог закончиться принудительной стрижкой, а короткие волосы у женщины сразу наводили на мысль о том, что обладательница радикальной стрижки была застигнута «на месте преступления». «Однажды мы шли с моей женой Ниной по Невскому проспекту, и она отличалась от всех остальных пешеходов тем, что у нее была юбка с разрезами, сделанными мамой в соответствии с требованиями журнала „Польша”, и носила прическу „венчик мира”, модную тогда. А на мне был клетчатый, чешский какой-то пиджачок, купленный в комиссионном магазине рублей за 8. Этого было достаточно, чтобы дружинники нас схватили и попытались ее обрить, но, на наше счастье, поэт Юрий Голубенский, который был в этой дружине, „наш человек”, как-то заступился и нас отмазал», – рассказывал лондонский бизнесмен, в прошлом ленинградский стиляга, Александр Шлепянов.

Впрочем, модниц советских времен не останавливали гласные и негласные запреты. Чувихи копировали фасоны из более-менее доступных социалистических или прибалтийских журналов и наряжались весьма ярко. Носили выразительно подчеркивающие фигуру юбки с разрезами, длиной чуть выше колен (тогда это считалось коротко); женские брюки; цветастые шелковые блузы и платья, иногда с достаточно глубоким декольте; капроновые чулки; туфли на высоком каблуке с удлиненными носами. На голове сооружали прически, совершенно невообразимые среди «примерных гражданок»: или взбитую копну волос, или короткую стрижку с торчащими во все стороны неровными вихрами.

Стиляга необыкновенный, подвид оригинальный

Как у любого модного течения, у стиляжьей моды существовали и различные местные варианты. Например, свой характерный стиль процветал в Баку. Будучи городом-портом, Баку традиционно отличался космополитизмом. Местные денди могли себе позволить доставать стильные наряды непосредственно у иностранцев и свысока смотрели на «самострок». Самым шиком считалось одеться и вести себя так, чтобы не отличаться от западных туристов.

К 60-м годам стиляги начинают одеваться совсем иначе, чем 10 лет назад. «Мы себя так называли – „штатники”. Потому что одевались по американской моде: серые широкие пиджаки, основательные такие туфли, как корабли непотопляемые, плащи с верхней пуговкой… У нас было много признаков, по которым мы узнавали друг друга. Мелочи – как пуговица пришита, как заделан шов, пряжечка какая…» – говорит легендарный стиляга Бэмс, ставший героем пьесы В.Славкина «Взрослая дочь молодого человека».

Были среди стиляг и последователи разных течений. Упомянутые выше «штатники» были поклонниками США. «Бундеса» одевались во все немецкое. «Финики» – в финское. Многие обладали действительно изысканным вкусом и умели сочетать вещи не только грамотно, но и новаторски.

Молодежные течения, подобные стилягам, существовали не только в СССР. Английские teddy boys рассекали рабочие окраины Лондона в облегающих брюках, галстуках-бабочках, пиджаках с бархатными обшлагами и замшевых туфлях на толстой подошве. Австралийские Bodgies – предшественники байкеров – тоже носили брюки-дудочки и черные кожаные куртки. Японские Tayozoku увлекались узкими брюками, гавайскими рубашками и черными очками – совсем как советские стиляги.

Принты одежды в стиле стиляг подчиняются все тому же требованию контрастности использованных в них цветов. Совершенно неважно, будет это полоска, горох или цветочный рисунок, главное, чтобы он был максимально кричащим.

Цвета одежды в стиле стиляг

Стиль стиляг – это обязательно яркие краски. Причем используются преимущественно спектральные оттенки всех цветов, зачастую даже неоновые. Могут присутствовать черный или белый, но их немного. Пастельные и спокойные оттенки цветов не используются совсем. Стиль стиляг воплощает активную жизнерадостность, энергичность и веселье. Скучным цветам здесь места нет.

яркие цвета в одежде яркие цвета в одежде 2-3 цвета в луке 2-3 цвета в луке

При подобном буйстве красок сложно гармонично сочетать в комплекте больше 2-3 цветов. Это и необязательно, даже если вы возьмете красный, желтый и белый, комплект уже получится броским и активным. Контрастные цветовые сочетания обязательны для одежды стиляг. Примечательно, что аксессуары и обувь предпочтительно брать тоже яркими, чтобы поддержать атмосферу стиля в полной мере.

Принты одежды в стиле стиляг подчиняются все тому же требованию контрастности использованных в них цветов. Совершенно неважно, будет это полоска, горох или цветочный рисунок, главное, чтобы он был максимально кричащим.

контрастный полосатый принт контрастный полосатый принт цветочные яркие принты цветочные яркие принты

В целом, стиль стиляг тяготеет к максимализму в цветовых решениях. Молодежь одевалась так на вечер, потому макияж тоже был активным: короткие и толстые стрелки на глазах, красная или броского розового оттенка помада и т. д.

Впрочем, модниц советских времен не останавливали гласные и негласные запреты. Чувихи копировали фасоны из более-менее доступных социалистических или прибалтийских журналов и наряжались весьма ярко. Носили выразительно подчеркивающие фигуру юбки с разрезами, длиной чуть выше колен (тогда это считалось коротко); женские брюки; цветастые шелковые блузы и платья, иногда с достаточно глубоким декольте; капроновые чулки; туфли на высоком каблуке с удлиненными носами. На голове сооружали прически, совершенно невообразимые среди «примерных гражданок»: или взбитую копну волос, или короткую стрижку с торчащими во все стороны неровными вихрами.

Как одевались стиляги

Клетчатые пиджаки, набриолиненные коки, брюки-дудочки, обтягивающие юбки. Наряды дерзкие, яркие, шокирующие. Вызывающие «праведный гнев» у советских граждан, привыкших к вынужденному единообразию. Все это ради того, чтобы заявить: «Я не такой, как все!»; чтобы продемонстрировать свою независимость; ради того, чтобы и свои, и чужие видели: перед ними «стильный чувак»!

Идейные выпендрежники

Одежда – знаковая система. Одежда – игра. Одежда – праздник. Одежда – средство для творчества. Мода стиляг была игривой и шутовской, сочетала несочетаемое, высокое и низкое, элегантное и экстравагантное. Эксперименты с внешним видом характерны для молодежи всех времен и народов, но в СССР 1950-х годов они были не просто юношеским желанием выделиться. Образ жизни стиляг был бунтом против унылой действительности, за который многим приходилось расплачиваться отнюдь не только спорами с родителями, но и образованием, работой, а порой – свободой. Впрочем, шуты всегда рисковали ради того, чтобы взбаламутить застоявшееся окружение.

В 50-е годы стиляги стали отменной мишенью для сатириков и карикатуристов, обличителей космополитизма, низкопоклонничества перед Западом и прочих радетелей советской нравственности. Вот описание из опубликованного в журнале «Крокодил» в 1949 году фельетона Д. Г. Беляева, в котором впервые появилось слово «стиляга»: «В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зеленые; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из черного лака и красной замши. Юноша оперся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки…»

А началось все после Великой Отечественной войны. Тогда СССР наводнили трофейные товары и одежда, а на экранах появились западные фильмы, показавшие совершенно иной мир – мир музыки, красоты и нарядной одежды. Могла ли жаждущая перемен, измученная убогим бытом и советской уравниловкой молодежь не ухватиться за эти праздничные образы?

Кадр из фильма «Серенада Солнечной долины»Новые денди срисовывали свой имидж с киногероев, стараясь во всем подражать им – в меру сил и возможностей. Разумеется, возможности у всех были разными. И дело не только в деньгах. Важно было «достать» правильный предмет гардероба. Лишь дети дипломатов могли позволить себе щеголять в обновках, что называется, из первых рук. Тем же, кто попроще, приходилось выкручиваться: доставать одежду и аксессуары через знакомых, перекупать втридорога у фарцовщиков, караулить по комиссионкам западные ткани, чтобы заказать костюм у портного. Сначала помогали вещи, присланные по ленд-лизу: «Я носил из подарков американских, шикарные, например, были брюки, в такую полоску туманно-серебристо-белую. Интересные были штаны», – вспоминает Валентин Тихоненко, один из первых ленинградских стиляг. Позднее вещи стали покупать у иностранцев. Финны, приезжавшие в Ленинград, продавали одежду целыми чемоданами. В Москве у каждой крупной гостиницы толклись фарцовщики – «утюжили» иностранцев. Некоторые стиляги сами «утюжили», другие только перекупали вещи. Разумеется, эта деятельность была вне закона и сурово каралась.

Это интересно:  Шесть признаков того, что ваш партнер больше вас не любит

Стильно одеваться было делом чести, а умение отличить настоящую фирменную «шмотку» от подделки и дешевки – предметом гордости. Знатоки сразу опознавали «правильную» вещь по особым признакам и знаковым деталям – таким как обязательная пуговичка сзади на рубашке, петелька-вешалка на спине, выделка швов. Умение как бы невзначай показать фирменный лейбл также высоко ценилось, существовали специальные приемы демонстрации одежды. Фирменный плащ, например, можно было опознать по подкладке, поэтому чтобы приоткрыть ее, модники специально засовывали руки в карманы пиджаков. Одежда позволяла выделить собратьев по стилю среди толпы, дарила ощущение своеобразного бунтарского заговора против унылого однообразия советского ширпотреба. Опознание марки на ходу считалось высшим пилотажем. Как рассказывал о таких прогулках опытный модник Саша Власов, «я на ходу посылал приветствие плащу».

Обезьяны, попугаи и северные олени

Итак, давайте представим, как выглядели отважные экспериментаторы в мире идеологически выдержанных стандартов.

Первые стиляги ходили в мешковатых пиджаках и широкополых шляпах, широких ярких штанах, носках немыслимых расцветок и пресловутых галстуках «пожар в джунглях», длиной почти до колен. Позднее стали популярны легендарный набриолиненный кок и тонкие усики-«мерзавчики». На смену широким брюкам пришли знаменитые «дудочки» – штаны, сильно зауженные книзу (в то время даже на ширину штанин существовало распоряжение ЦК – 32 см и ни миллиметром меньше!). Вошли в моду элегантные двубортные пиджаки с удлиненными полами и широкими плечами, подбитыми ватой; узкий «галстук-селедочка», завязывающийся на микроскопический узел; зонтик-тросточка. У героев американских фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты» заимствовали свитера с оленями.

Летом, выражаясь языком современных гламурных журналов, были актуальны яркие «гавайские» рубашки, в более холодное время – плащи и пальто. «Я был модный человек номер один. Однажды я купил швейцарское пальто, оно мне было нужно для рекламного броска… Это было роскошное швейцарское пальто… Я ходил в американском „стетсоне”, все по цвету, пальто голубое, до колен», – рассказывает Валентин Тихоненко. Особой популярностью пользовались плащи из болоньи. «Я страшно гордился своим плащом, привезенным из Львова, который тогда считался окном на Дикий Запад, – вспоминает Александр Бронштейн. – Однако „болонья” была рассчитана лишь на дождливую и прохладную погоду. Мы же щеголяли в них и в жару, и в холод – обливались потом, мерзли, но терпели».

Многие вещи с великим трудом изготавливались в домашних условиях, их называли «самострок». Из палаточного брезента шили брюки, армяне в мастерских по ремонту обуви «наваривали» на обувь подошвы из каучука – таким образом создавались модные ботинки «на манке». Еще один знаменитый ленинградский стиляга Жора Фридман, по воспоминаниям Валентина Тихоненко, одевался совершенно роскошно благодаря своей матери. «У него мать была очень культурная женщина, добрая, хорошая, такая домовитая, она очень хорошо шила. Все его костюмы – совершенно роскошные, я считаю, что он был стиляга номер один, – это мама ему шила, ему надо было только материал купить. А материал покупали в комиссионках, но он безумно дорого стоил, отрез на костюм стоил, кажется, около 2000 рублей, драп-велюр на пальто стоил 800 рублей метр, а этот где-то 700-800…На костюм надо было около трех метров, а еще подкладка, туда ведь нельзя сатин поставить, нужен был натуральный шелк, хороший такой, с металлическим отблеском». Какие-то вещи привозились из братских социалистических стран: из Китая – пестрые галстуки с обезьянами и драконами, с Кубы – «гавайки».

Поэт Евгений Рейн вспоминает: «До конца 50-х годов мужчины носили шелковые, зефировые рубашки очень ярких цветов – от бирюзового и рубинового до канареечно-желтого. К таким рубашкам полагался галстук из плотного крепдешина с каким-нибудь экстравагантным рисунком: например, полосатый с желтыми пчелами. Такие галстуки изготовлялись мелкими артелями, иногда попадались очень забавные».

Постепенно образ стиляг эволюционировал от эпатажности к более сдержанной элегантности. Стиляги переоделись в твидовые пиджаки с обязательным платочком в кармашке и костюмы-тройки. Гипертрофия закончилась. Вообще далеко не все стиляги были похожи на героев «крокодиловских» карикатур: «Бывали простенькие, но очень красивые костюмы, все были чисто шерстяные. В те времена хорошим материалом считалась чистая шерсть, 100-процентная, хорошего цвета. Костюмы были со вкусом, не было диких цветов, как комсомольцы писали. Были у меня плащи, шуба у меня была, английское пальто ратиновое… А эти писали – „попугайское”. Разве в Англии делают попугайское?» – говорит Валентин Тихоненко. «Я всегда любил строгую моду, и галстуков с петухами у меня никогда не было», – рассказывает Борис Алексеев.

Отдельным шиком считались предметы роскоши: трофейные зажигалки и портсигары, редкие в те годы авторучки, американские игральные карты с полуобнаженными девушками, изображенными в стиле Pin-up.

«И кокотку из скандинавской редакции с ее порочным чувственным ртом!…»

Девушкам прослыть стилягой было гораздо проще. Один характерный акцент во внешности, западная деталь в гардеробе, минимальная косметика на лице – и «граждане» оглядывались на такую «девицу» с осуждением. Даже попытки соблюдать диету вызывали неодобрение: худосочные красотки на шпильках – не чета дородной девушке с веслом, кайлом и силовым кабелем!

Любые усилия выглядеть не как все вызывали жесткую реакцию официальных ревнителей «хорошего вкуса»: «По-модному истощенно-худая, бледная, на истомленном лице ее черные глаза тонули в густой черной тени. Пышные волосы были взбиты высоко вверх. Платье – в матово-черных разводах, тоже словно вычерченных тушью… Повеяло от этой женщины, словно сошедшей с картинки западного журнала, смрадом того гниющего мира, где человек не умеет уважать человека. Нет, эта гадкая манера разрисовывать лицо не подходит нашим жизнерадостным, прямодушным, честным, хорошим женщинам!» – проповедует один из памфлетов тех лет.

Наказывали за непокорность общепризнанному вкусу женщин наравне с мужчинами, а иногда и более серьезно. Помимо оскорбительных ярлыков и унизительных товарищеских судов, девушки расплачивались своей внешностью. Любой рейд на стиляг мог закончиться принудительной стрижкой, а короткие волосы у женщины сразу наводили на мысль о том, что обладательница радикальной стрижки была застигнута «на месте преступления». «Однажды мы шли с моей женой Ниной по Невскому проспекту, и она отличалась от всех остальных пешеходов тем, что у нее была юбка с разрезами, сделанными мамой в соответствии с требованиями журнала „Польша”, и носила прическу „венчик мира”, модную тогда. А на мне был клетчатый, чешский какой-то пиджачок, купленный в комиссионном магазине рублей за 8. Этого было достаточно, чтобы дружинники нас схватили и попытались ее обрить, но, на наше счастье, поэт Юрий Голубенский, который был в этой дружине, „наш человек”, как-то заступился и нас отмазал», – рассказывал лондонский бизнесмен, в прошлом ленинградский стиляга, Александр Шлепянов.

Впрочем, модниц советских времен не останавливали гласные и негласные запреты. Чувихи копировали фасоны из более-менее доступных социалистических или прибалтийских журналов и наряжались весьма ярко. Носили выразительно подчеркивающие фигуру юбки с разрезами, длиной чуть выше колен (тогда это считалось коротко); женские брюки; цветастые шелковые блузы и платья, иногда с достаточно глубоким декольте; капроновые чулки; туфли на высоком каблуке с удлиненными носами. На голове сооружали прически, совершенно невообразимые среди «примерных гражданок»: или взбитую копну волос, или короткую стрижку с торчащими во все стороны неровными вихрами.

Стиляга необыкновенный, подвид оригинальный

Как у любого модного течения, у стиляжьей моды существовали и различные местные варианты. Например, свой характерный стиль процветал в Баку. Будучи городом-портом, Баку традиционно отличался космополитизмом. Местные денди могли себе позволить доставать стильные наряды непосредственно у иностранцев и свысока смотрели на «самострок». Самым шиком считалось одеться и вести себя так, чтобы не отличаться от западных туристов.

К 60-м годам стиляги начинают одеваться совсем иначе, чем 10 лет назад. «Мы себя так называли – „штатники”. Потому что одевались по американской моде: серые широкие пиджаки, основательные такие туфли, как корабли непотопляемые, плащи с верхней пуговкой… У нас было много признаков, по которым мы узнавали друг друга. Мелочи – как пуговица пришита, как заделан шов, пряжечка какая…» – говорит легендарный стиляга Бэмс, ставший героем пьесы В.Славкина «Взрослая дочь молодого человека».

Это интересно:  5 интересных фактов о шоу Victoria Beckham осень — зима 2020

Были среди стиляг и последователи разных течений. Упомянутые выше «штатники» были поклонниками США. «Бундеса» одевались во все немецкое. «Финики» – в финское. Многие обладали действительно изысканным вкусом и умели сочетать вещи не только грамотно, но и новаторски.

Молодежные течения, подобные стилягам, существовали не только в СССР. Английские teddy boys рассекали рабочие окраины Лондона в облегающих брюках, галстуках-бабочках, пиджаках с бархатными обшлагами и замшевых туфлях на толстой подошве. Австралийские Bodgies – предшественники байкеров – тоже носили брюки-дудочки и черные кожаные куртки. Японские Tayozoku увлекались узкими брюками, гавайскими рубашками и черными очками – совсем как советские стиляги.

Конечно, не только во внешнем виде выражалось мировоззрение стиляг. Музыка, которую слушали и под которую танцевали; книги, которые читали; образ мыслей и стиль поведения были не менее важны в этом мире протеста. Но стиляг встречали именно по одежке – и свои, и чужие. Именно за неподобающую прическу могли доставить в милицию, а за «идеологически чуждую» рубашку проработать на комсомольском собрании; и именно за смелость надеть «стильную шмотку» принимали в ряды своих – тех, кто среди серой зажатой массы хотел быть просто человеком, красивым, веселым и свободным.

Мужчины предпочитали носить галстуки ярких цветов, а обувь на высоких подошвах. Носок таких ботинок был закруглен, а шнурки яркой расцветки.

Как одевались стиляги?

Молодое поколение всегда стремится выглядеть ярко и красиво, выделятся на фоне других, привлекать внимание окружающих. Стремление к индивидуальности у молодежи проявлялось во все времена, но особо отличились те, кто в советские времена называли себя стилягами.

Стиляги – молодежная субкультура советских времен, которая существовала в 40 – 60 годы и отличалась специфическими нарядами, яркими прическами и макияжем, различными аксессуарами, которые позволяли выделяться из серой массы того времени. Молодые люди, называющие себя стилягами, стремились копировать западный образ жизни, предпочитали слушать западную музыку, имели свои интересы и взгляды на жизнь. Стиляг всегда осуждали за их поведение, взгляды на жизнь и внешний вид. В обществе совсем несложно было различить стиляг, они не только имели вызывающий вид, но и придерживались особого сленга. Девушки копировали модели платьев из зарубежных журналов, которых в то время не было так много. Свой гардероб они зачастую создавали дома собственноручно. Все модели одежды стиляг подчеркивали фигуру, выделяли талию, а яркий макияж и высокие прически в ретро — стиле, идеально дополняли друг друга. Парни – стиляги предпочитали носить яркие пиджаки, шелковые рубашки, брюки – клеш. Непременным атрибутом считался галстук из крепдешина, на котором обязательно были красочные орнаменты. Прически мужчин носили название «кок», они отличались высокой укладкой и лоском.

Одежда в стиле стиляг

В настоящее время многие дизайнеры одежды возвращаются к ретро – стилю, создают пышные юбки, яркие платья, пиджаки в яркую клетку и жатые и шелковые рубашки, которые пользуются популярностью у ценителей моды того времени. Особую популярность одежда стиляг получила после выхода фильма «Стиляги», который вышел в 2008 году. С того времени стало популярным проводить вечеринки в стиле стиляг, где молодежь старается преобразиться в поколение советских времен. Но для того, чтоб создать образ стиляг, нужно знать, как они выглядели, какую одежду носили и как создавали свой стиль и образ.

Образ и стиль стиляг

Как выглядели девушки — стиляги?

Стиляги носили одежду очень ярких цветов, что позволяло показывать окружающим их жизнерадостность и особенность. Девочки и мальчики стиляги практически всегда использовали различные цветовые оттенки в одежде, которые могли сочетать три и больше ярких цветов. Сочетание нескольких цветов делало их одежду оригинальной и стильной.

Помимо ярких красок, стиляги всегда носили цветочную одежду, на которой были горошки различных размеров, полосы, клетки. Такой принт в одежде должен быть кричащим и хорошо сочетаться с другими предметами гардероба.

Платья и юбки. Девушки – стиляги предпочитали носить, пышны платья и юбки однотонные или в различные принти, также вместе с такими юбками носили подъюпники, которые делали юбки пышными. Не менее популярными были платья – футляры, на которых также присутствовали яркие принти. Талию всегда подчеркивали широким поясом.

Платья в стиле стиляг

Кофты, блюзы. Верхняя одежда была такая же яркая, как и юбки или брюки. Шелковые блузы или кофты идеально сочетались с юбкой и практически всегда фиксировались широким поясом. Блузы имели широкие воротники и манжеты, различные принти, контрастирующие с прической, туфлями и другими аксессуарами.

Аксессуары. Стиляжные девушки всегда носили яркую бижутерию: мелкие или большие бусы, кольца и браслеты больших размеров.

Аксессуары в стиле стиляг

Макияж. В стиляжных тусовках всегда можно было встретить девушек с ярким макияжем. Глаза подчеркивали черной подводкой, слой туши на веках и яркие тени делали глаза выразительными. Также девушки часто использовали много румяна и пудры, а на губах была яркая помада.

Макияж в стиле стиляг

Обувь. Обувь женщин – стиляг была изящной и хорошо вписывалась в созданный стиль. Дамы носили туфли на невысоком каблуке, или туфли – лодочки ярких цветов.

Обувь в стиле стиляг

Прическа. Стиляжные девушки всегда носили высокие прически с ленточками, которые обязательно должы были сочетатся с юбкой или блузкой. Некоторые женщины делали высокие начесы, «конский хвост», прически в стиле «Пин ап»или прически «бубликом«. В созданных прическах всегда присутствовала ровная или волнистая челка.

Прическа в стиле стиляг

Как одевались парни – стиляги?

Брюки и пиджаки. Парни – стиляги носили штаны-дудочки, которые были заужены внизу или брюки – клеш. К таким брюкам одевали двубортные пиджаки с плечиками ярких цветов или в клетку большую или маленькую. Оригинально смотрелись и принти на мужской одежде. Например: желтый пиджак в зеленую клетку одевали на ярко – розовую рубашку. В летнее время, мужчины носили рубашки с гавайскими принтами, а с наступлением холодов надевали длинные плащи или пальто.

Мужская одежда в силе стиляг

Мужчины предпочитали носить галстуки ярких цветов, а обувь на высоких подошвах. Носок таких ботинок был закруглен, а шнурки яркой расцветки.

Особое внимание уделялось прическе. Мужчины предпочитали также делать высокую прическу «кок», которая фиксировалась лаком для волос.

Мужская прическа стиляг

Для того чтоб создать образ стиляг потребуется не так много времени и затрат, особенно в современном мире, где без проблем можно купить любую одежду или аксессуар. Главное правильно подобрать образ, который будет подходить именно вам. Вечеринки в стиле стиляг довольно популярны среди современной молодежи, поэтому каждый может создать свой образ самостоятельно, который сможет подчеркнуть женственность, вкус и индивидуальность молодежи советского времени.

29.06.1990 Модницы (платье с портретом) на Красной площади

Все носили джинсовые куртки, юбки, комбинезоны, ну и конечно же, сами джинсы

Спортивные костюмы надевали не только в спортзал…

Были распространены болоньевые куртки, а также куртки и плащи из жатой ткани.

01.02.1995 Уличная торговля на московском Арбате

Наиболее популярной длиной юбки была «мини».

01.07.1990 Девушка на улице Арбат. Москва

Мужчины носили пиджаки всевозможных расцветок, особенно малиновые.

01.09.1996 Показ мужской одежды из коллекции модельера Вячеслава Зайцева «Как молоды мы будем»

01.08.1991 Исполнитель главной роли в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз», бывший вокалист рок-группы «Звуки Му» Петр Мамонов

Писком моды считалась куртка-косуха.

И ботинки на огромной платформе.

Если в 80-х в моде были широкие брюки, сужающиеся книзу, то в 90-х их сменили брюки-клеш.

15.05.1994 Выступление популярной группы «На-на» на концерте в Кремлевском Дворце съездов

На головах носили повязки, банданы, бейсболки, а также разноцветные резинки и заколки.

Длинные футболки сочетали с разноцветными яркими лосинами.

Среди девушек 90-х были популярны объемные шелковые рубашки с ярким принтом.

01.04.1990 Призеры зрительских симпатий конкурса «Дочки-матери» семья Ярославцевых

Если в 90-е и носили платья, то это были платья-футболки с принтом.

29.06.1990 Модницы (платье с портретом) на Красной площади

Среди причесок популярностью пользовались пышная челка, начес и химическая завивка.

Вот так выглядели модники и модницы 90-х годов в странах бывшего СССР. Интересное было время, и это находило свое отражение в моде. В стиле людей было много поддающегося критике, зато он был неповторимым…

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий