Калоши из лыка, чапан и каляпуш. Как менялась национальная одежда татар

Выходя на улицу, женщины надевали поверх калфака платок, чтобы не было видно волос. Причём, чем старше была татарка, тем больше было это покрывало. Девушки носили такию, которая была нескольких видов — в виде куска ткани, который затягивался с одной стороны, образуя шапочку, и в форме маленькой шапочки с жёстким околышем и плоским верхом. Замужние женщины надевали платок, завязывая его «по-татарски», – платок не складывали вдвое, а оставляли расправленным и просто завязывали на два ближайших угла. Любили татарки фабричного производства платки. В музеях до сих пор хранятся платки «француз яулык» – красные с белым узором, а также шали из трикотажного шёлкового полотна с бахромой на концах.

Калоши из лыка, чапан и каляпуш. Как менялась национальная одежда татар

Современная татарская одежда далека от той, что в реальности носили предки.

В наши дни в музеях выставлена одежда волго-уральских татар второй половины XIX – начала XX века. А вот что носили до этого, можно представить только по описаниям и зарисовкам, сделанным учёными и художниками во время экспедиций по Российской империи. Тем не менее, традиционный татарский костюм состоял из широких штанов и рубахи, которые носили и мужчины, и женщины. Поверх они надевали камзол, на ноги кожаные сапоги. Завершали образ головные уборы – волосники, к которым относился и калфак, разнообразные шапки и покрывала у женщин и тюбетейка у мужчин. Вот только время и мода трансформировали такой традиционный костюм до неузнаваемости.

Белые фартуки и расшитые золотом жилеты, шаровары и платья с воланами, едва заметные калфаки и обильно украшенные жемчугом тюбетейки… Что из этого действительно носили татарские женщины и мужчины больше века назад, а что додумали театральные и сценические костюмеры уже в наши дни? Традиционный гардероб татар «АиФ-Казань» помогла составить этнограф, научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории имени Ш. Марджани Академии наук РТ Дина Гатина-Шафикова.

Долгий путь исторического развития прошел татарский народный костюм. Естественно, одежда 8-9-го веков существенно отличается от костюма 19-го века. Но даже в современной можно встретить национальные черты: все большее количество людей охватывает сегодня интерес к истории. В этой статье мы рассмотрим татарские народные костюмы. Описание их будет дано с учетом изменения во времени, территориальных особенностей. Кроме этого мы расскажем вам об используемых татарами украшениях.

О чем может рассказать нам костюм?

татарский народный костюм вышивка

Татарский народный костюм (его особенности, характерные черты мы опишем чуть ниже) может поведать нам о многом. Одежда является самым ярким определяющим элементом, по которому относят людей к той или иной нации. Костюм воплощает также понятие об идеальном образе человека, являющегося представителем той или иной страны. Он может рассказать о возрасте, индивидуальных особенностях, характере, социальном положении, эстетических вкусах того, на ком он надет. В одежде в разное время сплетались историческая память того или иного народа, моральные нормы его и стремление к совершенству и новизне, являющееся естественным для человека.

Aлка – серьги. Казанские татары. Казанская губерния. Начало XX века.
Поступили в 1948 году из Государственного музея народов СССР.

Татарский национальный костюм

  • Пол: женский
  • Город: Нижний Новгород
  • Национальность: есть
  • Фенотип: есть
  • Y-ДНК:N1b (отец)
  • мтДНК:W3
  • Вероисповедание: православие

Сообщение изменено: Snowelf, 04 Январь 2011 — 10:30.

#2

  • Пол: мужской
  • Город: Екатеринбург
  • Национальность: Русский
  • Фенотип: Суб-нордид
  • Вероисповедание: Православие

#3

  • Пол: женский
  • Город: Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность: ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание: агностицизм

#4

  • Пол: мужской
  • Город: Екатеринбург
  • Национальность: Русский
  • Фенотип: Суб-нордид
  • Вероисповедание: Православие

Честно говоря, не знаю. В сети нашёл

#5

  • Пол: женский
  • Город: Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность: ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание: агностицизм

#6

  • Пол: женский
  • Город: Нижний Новгород
  • Национальность: есть
  • Фенотип: есть
  • Y-ДНК:N1b (отец)
  • мтДНК:W3
  • Вероисповедание: православие

Сообщение изменено: Snowelf, 05 Декабрь 2010 — 17:27.

#7

  • Пол: женский
  • Город: Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность: ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание: агностицизм


Калфак-женский головной убор. Казанские татары. Казанская губерния. Начало XX века.
Поступил в 1948 году из Государственного музея народов СССР.
Наиболее ранние калфаки были ткаными, затем — вязаными, а в конце XIX века их шили в основном из бархата и богато украшали золотным шитьем, бисером, синелью, "ушковой" аппликацией.


Туфли мужские. Казанские татары. Начало XX века.
Поступили в 1948 году из Государственного музея народов СССР.
По некоторым данным, эти домашние туфли были подарены великому князю Константину, а затем переданы им музею.

#8

  • Пол: женский
  • Город: Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность: ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание: агностицизм


Белязеки- браслеты. Казанские татары. Казанская губерния. Конец XIX — начало XX века.
Поступили в 1948 году из Государственного музея народов СССР.
Браслеты были неотъемлемой частью традиционного женского костюма казанских татарок. Замужние женщины часто носили парные браслеты на обе руки, а девушки надевали по одному или по несколько браслетов, но на одну руку.


Aлка – серьги. Казанские татары. Казанская губерния. Начало XX века.
Поступили в 1948 году из Государственного музея народов СССР.

Это интересно:  Базовый гардероб


Чулпа (коромысло) — накосник. Казанские татары. Казанская губерния. XIX в.
Поступил из коллекции Ф.М. Плюшкина в 1913 году. Кроме практического и эстетического значения накосники чулпа имели магическое значение оберега, их украшали охранным камнем и множеством звенящих подвесок, монеток, которые своим звоном, по народным представлениям, отгоняли нечистую силу.

Фотографии опубликованы на сайте РЭМ http://www.ethnomuseum.ru/

#9

Карл Фукс, отрывок из работы "Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении" (1844 г.):

"Одежда женская въ домахь зажиточныхъ куп-цовъ следующая:

1) Колпакъ шелковой съ бахрамою и позументами, цъною въ 50 рублей. На мъсто колпака замужняя женщины носятъ на головь шелковой или парчевой платокъ (за-наръ чаулокъ), остроконечной, склоняющшся концомъ на правую сторону.

2) Серьги (ал-ка-кашли, челдерли) изъ серебра, вызоло-ченныя, примерно цъною въ 35 рублей.

3) Ожерелье (каптарма); Чага—вызолоченного серебра , съ каменьями , особенно съ бирюзами, съ вызолоченными рублевиками, обращенными портретомъ къ углу, цъною въ 60 рублей.

4) Рубашка (кульмякъ), изъ ситца, или изъ ки­тайки, или шелковая, пестрая, длиною до пят, обшитая, около шеи и на грудя, позументами, внизу с тройными уборками и съ лентами, ценою въ 80 рублей; а ежели изъ парчи, то стоить 350 рублей.

5) Панталоны (штанъ) — изъ кумача , въ 9 аршинъ , или изъ ситца въ 6 аршинъ, или изъ шелковой материи въ 5 ар­шинъ , пестрые и широкие. Эти панталоны у богатыхъ стоять 15 рублей; у женцинъ средняго состояния 4 руб; у деревенскихъ изъ дур-наго холста въ 25 коп.

6) Ичиги — (читыкъ) ботинки сафьянные, искусно выстроченные шел-комъ, красные, желтые и зеленые, цъною въ 9 рублей; шитые золотомъ, циного отъ 18 до 30 рублей. На мъсто чулковъ онъ обертываютъ но­ги тонкимъ полотенцемъ.

7) Туфли, изъ кра-снаго сафьяна, шитьи золотомъ, цъною отъ 7 до 10 рублей.

8) Кукренъ для закрывания женскихъ грудей, изъ шелковой матерш или парчевой , обшитой позументами, цъною въ 10 рублей.

9) Камзолъ безъ рукавовъ, длиною до колЪнъ, изъ шелковой матерш съ позументами и съ карманомъ на правой сторонь для носо-ваго платка, которой Татарки никогда не но­сятъ въ рукахъ, цъного отъ 80 до 400 ру­блей.

10) Джиланъ парчевой или шелковой съ позументами, очень длинной и съ весьма длинными рукавами, цъною у богатыхъ въ 2000 рублей. ныне Джиланъ выходить изъ моды; а вмъсто его дълаютъ камзолъ съ длинными ру­кавами : у богатыхъ из парчи, а у бъдныхъ изъ китайки или нанки, на лисьемъ ила заячьем меху.

11) Шелковая большая фата (Куши-чау-локъ), съ золотыми цветами, простирающаяся по спине и укрепленная надъ колпакомъ , це-ною, у богатыхъ, отъ 120 до 300 рублей.

12) Браслеты (Мерчемъ-блязекъ) изъ вызолочен-наго серебра съ надписями, съ камнями, особенно съ сердоликами и съ бирюзами, за ними на­низаны Голландские червонцы и несколько нитокъ красныхъ коралловъ , или жемчугу, ценою въ 3000 рублей.

13) Джузюкъ, у богатыхъ на каждомъ пальце по кольцу, изъ вызолочен-наго серебра, съ бирюзою, съ аметистами и съ жемчугомъ. Все эти десять колецъ ценою въ 500 рублей.

14) Одна длинная, часто приделан­ная, черная коса , въ которую вплетены большие серебряньи монеты; на конце этой косы привешиваютъ несколько серебряныхъ монетъ для бренчания, (Чулпе).

15) Перевязь (Бути), чрезъ левое плечо, съ камнями, жемчугомъ и съ империалами. Внизу этой перевязи на правомъ боку пришитъ карманецъ, куда кладутъ мелко-v писанный алкоранъ; но часто тутъ, вместо мел-каго алкорана, находится кусокъ деревца. Причи­на сему есть та, что Татарки, охотницы часто и много пить чаю, принуждены бываютъ неред­ко ходить до ветру, и следовательно оставляютъ свою святую книгу дома. Такая перевязь сто-итъ до 3000 рублей.

16) Капотъ суконный, или нанковый, который они носятъ, набросивъ на голову и не вдевая руки въ рукава.

Летъ 30 назадъ, у Татарокъ былъ головной уборъ, похожий на сахарную голову, изъ шел­ковой материи, покрытой Русскими вызолоченными рублевиками, съ коралломъ и съ жемчу­гомъ; вверху этотъ длинный конусъ оканчивался вызолоченною пуговкою. Во всемъ этомъ головномъ уборе весу 20 фунтовъ. Этотъ костюмъ ныне вышелъ изъ моды.

Татарка, такъ тяжело и пребогато одетая, ходитъ очень дурно, какъ утка. Но здесь во-просъ: кому показаться въ этомъ пышномъ на­ряде ? Одному только мужу, или сестрамъ сво-имъ, или другимъ своимъ подругамъ; потому что женщинамъ у Татаръ не позволено пока­зываться самому ближнему родственнику , изъ мужчинъ. Какая досада для Татарокъ !

Татарка, собирающаяся вечеромъ въ 5 часу идти въ гости, въ женскую компанию, наряжает­ся следующимъ образомъ: сперва моетъ все свое тело, потомъ надеваетъ новую, чистую ру­баху , натираетъ свое лице очень густо белила­ми и самыми яркими Китайскими румянами, вся­чески старается начернить брови , особенно ре­сницы , чтобъ глаза получили более яркости; далее чернитъ зубы и обвязываетъ ногти соста-вомъ, изъ Персидскаго порошка, сделаннымъ изъ сухихъ бальзаминовыхъ цветовъ (кна), и стертымъ съ квасцами. Этотъ составъ въ не­сколько часовъ краситъ ногти въ оранжевый цветъ. После этого косметическаго предъ Татар-скимъ туалетомъ приготовления, наряжается она уже въ свое праздничное платье, и незабываетъ пустить нисколько капель розоваго масла на грудь.

Народная музыкальная культура татар весьма самобытна. В основе её лежат восточные интонации, с которыми гармонично сочетается влияние музыки финно-угорских народов Поволжья.

Татарские народные инстументы

Лишь немногие татарские народные музыкальные инструменты используются в наше время. Гораздо большей популярностью обладают инструменты европейского происхождения, проникшие в татарский быт в конце XIX века (мандолина, скрипка, тальянка, гитара). Однако и сегодня невозможно себе представить татарские праздники без курая, кубыза или думбыры.

Это интересно:  Как модно завязывать шнурки на кроссовках для надежности и эффектности

К татарским народным инструментам относят гусли (гөслә) – древнейший инструмент, известный ещё со времён Болгарии Великой, курай– старинный духовой инструмент, похожий на продольную флейту, кубыз (варган) – самозвучащий язычковый музыкальный инструмент, думбыра (тамбур) – струнный музыкальный инструмент, относящийся к классу хордофонов, сорнай– духовой инструмент традиционно изготавливающийся из рога, дэф– ударный национальный инструмент.

Многие татарские народные музыкальные инструменты были утрачены и сегодня переживают новое рождение. Сорнаи, кураи, думбыры, мандолины, народные скрипки, татарские гусли выставлены в Государственном национальном музее Татарстана, музеях Казани, Альметьевска, Москвы, Санкт-Петербурга и др.

«Кызыңныүзиркенәкуйсаң, думбрачыгабарыр» – Если дать волю дочери, она пойдет замуж за играющего на думбре.

Есть много версий происхождения названия этого музыкального инструмента. Практически все аналогичные названия происходят от арабского слова «Танбур», что со времен Дервиш-Али в вольном переводе означает «Тан» – сердце, «бура» – терзать. Татарский вариант имеет русское написание «Думбыра», где «ы» часто опускается («Думб(ы)ра»), а «У» заменяется на «О» («Домб(ы)ра»), что продиктовано национальной грамматикой и региональными диалектами. Думбыра – достаточно известный башкирский народный музыкальный инструмент.

На думбыре в давние времена играли сказители-чәчәны, которые прославляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли, бичевали царских прислужников, призывали к борьбе против социального и колониального гнёта, поэтому они подвергались гонениям, что и явилось одной из причин исчезновения домбры на территории Татарстана и Башкортостана в начале XX в.

Национальные башкирские музыкальные инструменты – это часть культуры и истории народа. Как и другие древние инструменты, они отражают особенности, темперамент и менталитет башкир, условия их формирования как этноса.

Любой внимательный и думающий слушатель за прослушиванием народной музыки будто раскрывает для себя душу народа со всеми самыми сокровенными и глубинными секретами. Так и с башкирской народной музыкой.

Разнообразие, богатое звучание, необычный узор мелодии — все это создают башкирские музыкальные инструменты.

Каждая древняя музыкальная культура имеет свои истоки в древних обрядах. Башкирская народная музыка не стала исключением.

Пением сопровождались языческие и мистические таинства, праздники и торжественные события, бытовые и повседневные обряды, такие как охота, заготовка урожая и многое другое, в том числе военные походы.

В этом история башкирской музыкальной культуры мало чем отличается от истории любого другого народа.

Музыка очень прочно вошла в культуру башкирского народа, придав ей особенный характер и красоту. Тот неуловимый и характерный национальный оттенок, по которому можно безошибочно определить – вот звучит традиционный башкирский музыкальный инструмент.

Аналогичных и в чем-то схожих по звучанию инструментов существует немало и в других этнических культурах.

Но традиционным музыкальным инструментам присущ некий неуловимый отличительный голос, будто доносящийся из глубин истории. Именно поэтому мы с вами отличаем, скажем, китайский эрху от индийского ситара.

Хотя современные башкиры – народ, сложившийся и выделившийся как этнос сравнительно недавно, – его музыкальная культура имеет немало особенностей. Звучание народных инструментов обладает специфическим музыкальным рисунком и голосом, выделяющим музыкальные инструменты башкирского народа среди прочих этнических групп, селившихся издревле на Урале и в Поволжье.

Это объясняется тем, что башкиры всегда отдавали предпочтение мелодичным музыкальным инструментам, позволяющим исполнять разветвленную богатую мелодию в широком диапазоне.

Народная музыкальная культура татар весьма самобытна. В основе её лежат восточные интонации, с которыми гармонично сочетается влияние музыки финно-угорских народов Поволжья.

Во второй половине XIX века в татарский музыкальный быт вошли такие инструменты как тальянгармун, гитара, скрипка, мандолина. Но существуют и исконно татарские музыкальные инструменты.

Самый известный из татарских духовых инструментов – курай. Своё название он получил от татарского названия реброплодника уральского – растения из семейства зонтичных, из стебля которого его первоначально изготавливали. Курай представляет собой продольную флейту длиной до 1 м с 4 отверстиями на одной стороне и одним – на другой. Диапазон курая достигает 3 октав. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает игру на курае горловым звуком. Курай может выступать и в ансамбле, и как сольный инструмент.
Наряду с классическим кураем существует копше-курай с 2 отверстиями.

Другой инструмент – сорнай, распространён не только у татар, но и у башкир. Традиционно его изготавливали из рога и первоначально использовали на охоте. Играли на сорнае и пастухи.

Кубыз – язычковый инструмент, напоминающий варган. Это металлическая дуга с язычком посередине. Изменяя объём и форму ротовой полости, музыкант извлекает звуки обертонового ряда. Возможно, этот инструмент позаимствован татарами у угров. По археологическим данным, он был известен еще в X веке.
Существует у татар и национальный ударный инструмент. Он носит название дэф и напоминает бубен.

Гусли — татарский струнный музыкальный инструмент. Татарские гусли, в отличие от родственных аналогов, имеют широкое ладовое разнообразие и настраиваются в пентатоники, что отражает ладовую структуру татарской народной музыки.

Кроме того, выделяют целую группу духовых, самозвучащих, ударных и струнных татарских инструментов, разных по форме, размеру и материалу: ташсыбызгы (или окарина – глиняная свистулька в форме зверей, птиц), курай (ногайский курай, казанский курай), сыбызгы (свисток из камыша), сурнай (язычковый инструмент с резким звуком), быргы (труба из жести), кубыз (металлический и деревянный варган), колотушки, трещетки и др.

Народный костюм пермских татар нагайбачек по составу основных элементов — головных уборов, верхней и нижней одежды, обуви, украшений соответствует общей структуре костюма крещеных татарок Волго-Уральского региона в целом. Тем не менее о представляет собой оригинальную вариацию с радом специфических особенностей, сложившихся в особых социально-экономических условиях [13].

Традиционная женская одежда казанских татар

В целом женская одежда казанских татар и в середине XIX в. была более консолидирована в единые формы, хотя в ней имелись и заметные локальные особенности. Эти особенности чаще проявлялись у периферийных групп (пермских, чепецких и др.,) за счет иноэтнических влияний и сохранения в их костюме реликтовых форм, которые рано вышли из повседневного быта референтной группы. На периферии дольше функционировали архаические типы домотканой одежды, головных уборов, женских украшений. Так, древняя холщовая одежда — чыба даже в начале XX в. бытовала у казанских татар Сарапульского и Малмыжского уездов Вятской губернии и особенно у пермских. У периферийных групп казанских татар дольше сохранялась домотканая браная одежда, в том числе из красочной узорной ткани, орнаментированной в стиле «бабочка» — кубэлэк, чуплэм [8].

Это интересно:  Предложения со словосочетанием; куртка цвета хаки

У татар мишарей для лямбирского комплекса была характерна туникообразная рубаха из пестряди в крупную клетку, нижний нагрудник также украшался аппликацией. Женщины поверх рубах часто надевали бустрык — камзол с короткими, до локтя, рукавами. Головной убор включал волосник-чепец с узким накосным чехлом и полотенцеобразный тастар, концы которого украшались «цветной переви-тью», нередко в сочетании с росписью. При повязывании один из наиболее украшенных концов тастара располагали на голове, а другой — на спине. Наиболее специфическим элементом лямбирского костюма являлась женская монетная шапочка на мягкой основе — кашпау, которую надевали поверх тастара. В лобной части шапочка-кашпау украшалась рядами коралловых бус, в височной — ушными подвесками из монет, спереди к кашпау прикреплялось шейное монетное ожерелье тамакча, а сзади — монетная цепочка, которая располагалась на орнаментированных концах тастара [4,5].

Основополагающие элементы женского комплекса одежды куз-нецко-хвалынских мишарей Саратовской губернии близки к уже опи санным. Специфика комплекса заключается в особенностях его декоративно-художественного оформления — применении высокохудожественного шитья золотом [11].

Наибольшей самобытностью отличался женский костюм так называемых цокающих сергачских мишарей, компактно проживавших в Сергачском уезде Нижегородской и Курмышском уезде Симбирской губернии. Туникообразная рубаха молодых женщин — юле кулмэк резко отличалась от рубах других групп мишарей красочной аппликацией — наличием ярких разноцветных матерчатых нашивок на груди, плечах, подоле. У пожилых женщин преобладало рубаха из белого холста с широким воланом на подоле и кумачным нагрудником. Головные уборы сергачских мишарок также весьма оригинальные, сохранились их возрастные особенности. Молодые женщины надевали волосник — башкигец в виде плотно облегающего голову капюшона; распущенная по спине лопасть волосника украшалась яркой аппликацией из кусочков материи. Поверх него повязывалось специальное покрывало, часто в виде платка, сложенного на угол и завязанного на затылке. Основным элементом головного убора пожилых женщин был белый полотенцеобразный тастар, но в отличие от обычных тастаров с двумя пришивными, орнаментированными вышивкой или художественным тканьем концами он был с одним широким и длинными концом — тастар сапмасы, украшенным тканевой аппликацией [12].

Традиционная одежда касимовских татар в основе своей содержала типологически идентичные другим группам этноса виды нижней и верхней одежды, обуви. Спецификой отличался главным образом тастарный комплекс головного убора. Так, волосник — неотъемлемая часть тастарного комплекса, у касимовских татарок состоял из двух элементов: отдельно чепца и накосника-чехла — баш кием. В г.Касимове вместо волосника часто надевали и большой трикотажный калфак, наподобие девичьего казанско-татарского.

Народный костюм пермских татар нагайбачек по составу основных элементов — головных уборов, верхней и нижней одежды, обуви, украшений соответствует общей структуре костюма крещеных татарок Волго-Уральского региона в целом. Тем не менее о представляет собой оригинальную вариацию с радом специфических особенностей, сложившихся в особых социально-экономических условиях [13].

Фото костюма пермских татар

Рис. 1.5. Фото костюма пермских татар

Заметное влияние на традиционный костюм сибирских татар оказали богатые культурные традиции народов Средней Азии, проводниками которых были «бухарцы». Так, в их костюме наряду с казанско-татарскими широкое распространение получили среднеазиатские ювелирные украшения и аксессуары. Вызывают восхищение кожаные пояса с крупной металлической ювелирной работы пряжкой и накладными бляхами, всевозможные среднеазиатского типа женские ожерелья — амулеты «бозбанд», сканые и чеканные с чернью серьги, браслеты, уникальные шейные украшения [14-15].

Таким образом, в основе женского костюма казанских татар лежат видоизмененные древние тюркские формы. За счет набора предметов костюма и его многочисленных декоративных деталей складывалась достаточно многосложная, тяжеловесная структура, построенная на принципах «нанизывания», умножения деталей и декоративных эффектов [16]. История развития женского татарского костюма представлена в таблице 1.1.

Периоды развития ____________1____________ Вторая половина I тыс. н.э. (одежда древнетюркских каганатов)

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий