Кто такие андрогины, и как им живется в России

СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.

Кто такие андрогины, и как им живется в России

Унисекс на пике популярности. Вслед за одеждой, рассчитанной одновременно на мужчин и на женщин, появились модели, при взгляде на которых сразу и не определишь, какого они пола. Выглядят и одеваются они соответственно. По каким признакам отличать мальчиков-андрогинов от девочек и влияет ли необычный внешний вид на их ориентацию, выяснял корреспондент канала «Москва-24».

Моду на моделей-андрогинов ввел Андрей Пежич — юноша, чью фотографию один из журналов поместил на 98 место в рейтинге самых красивых женщин мира. Вот уже несколько лет люди, которые могут демонстрировать и женскую, и мужскую одежду, востребованы на показах мод.

Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.

СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.

Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».

Учредитель и редакция — АО «Москва Медиа». Главный редактор И.Л. Шестаков. Адрес редакции: 127137, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. 24, стр. 2. Почта: [email protected]

Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Источник и правообладатель информации о курсах валют — ПАО «Московская биржа». По условиям распространения информации обращаться на ПАО «Московская биржа». Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».

Вклад в изучение андрогинности также внесла американский психолог Сандра Бем. Опросник сексуальной роли по её системе — один из самых широко используемых. В зависимости от ответов, люди классифицируется в ней по четырём половым ролям — мужской, женской, андрогинной или неопределенной. Андрогины — те, кто имеет одинаково высокий уровень как женских, так и мужских качеств. Женская роль определяется большинством феминных черт характера, мужская — маскулинных. Неопределенная роль характеризуется низким уровнем и тех, и других. [10] Согласно Сандре Бем, андрогинные женщины и мужчины более психически здоровы, чем люди с типично женской или типично мужской половой ролью. Наименее успешны люди с неопределенной ролью. [10] . В более поздних исследованиях эта идея не нашла подтверждения, и Бем сама признает слабые места в её ранней работе, теперь предпочитая работать с теорией гендерной схемы. Приспосабливаемость гендерных ролей в какой-то степени зависит от ситуации. В близких отношениях предпочтительны андрогинная или женская роль из-за эмоциональной природы таких отношений, а при обучении и работе — андрогинная или мужская. [11]

Содержание

В мифологии андрогины — мифические существа-предки, перволюди, соединяющие в себе мужские и женские признаки. За то, что андрогины пытались напасть на богов (возгордились своей силой и красотой), боги разделили их надвое и рассеяли по миру. И с тех пор люди обречены на поиски своей половины.

Это интересно:  Как вернуть романтику и страсть в отношения

Платон в диалоге «Пир» рассказывает миф об андрогинах, предках людей, сочетавших в себе признаки мужского и женского пола. Подобно титанам, андрогины были страшны своей силой и посягали на власть богов. Зевс решил разрезать их пополам, уменьшив тем самым их силу и наглость вдвое. Основа этого мифа, возможно, имеет древнее происхождение, но в изложении Платона миф напоминает скорее пародию на этиологические мифы, и на самом деле служит введением в учение об Эросе (именно Эрос соединяет разделённые половинки андрогинов). Дальнейшее описание становится более комичным: андрогины имели округлое шаровидное тело, спина их не отличалась от груди, рук и ног было по четыре, на голове имелось два совершенно одинаковых лица, смотревших в противоположные стороны, две пары ушей. [1]

В работе «Эрос и личность: философия пола и любви» Н.А. Бердяев говорит о том, что подлинная любовь возможна лишь тогда, когда человек обретает некоторую целостность, тем самым, он становится способен к принятию другой, такой же целостной личности. В противном случае, человек создает себе некий идеальный образ возлюбленного, но этот образ, есть, ни что иное, как идеальный он сам.

Андрогин как стремление к Ничто

Leilani Bustamante

Неоспоримым является факт того, что философия Платона оказала большое влияние на формирование русской философии конца 19-начало 20 века. Мистицизм философии Платона обладал определенной притягательностью для духа той эпохи.

По мнению Карла Рейнхардта фигуру Платона можно рассматривать в том числе и как фигуру мифотворца. В своей книге под заглавием «Мифы Платона» он пишет о том, что в ряде диалогов прослеживается создание мифов, а некоторые из них, в истории западной философии, встречаются впервые. Одним из таких мифов является миф об Андрогине.

В диалоге Пир разворачивается весьма любопытная дискуссия об Эросе или Эроте. Аристофан заводит речь об андрогинах. В некотором смысле, описание этих существ выглядит весьма комично, однако, за мнимым комизмом скрывается повествование о внутренних метаморфозах человеческих душ.

Андрогин представлен как некто, чей взор устремлен к Олимпу, тем самым, вызывая ревнивый гнев Богов.

Бердяев говорит об «Антропосе» — духовном человеке, пребывающем в совершенном бытии. Антропос соединяет в себе и мужскую и женскую сущность.

Интересным так же является факт того, что в Бытии, в действительности, описаны 2 истории сотворения человека. Согласно книге Бытия, глава 1 строки 26-27: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.»

И уже далее идут строка 7 из главы 2: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.» и далее строки 21-22 «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку».

Интересно так же и то, что в первой истории о сотворении человека, в качестве слова, обозначающего Бога, употребляется Элохим (אלוהים), в то время как во второй истории употребляется форма Яхве (יהוה).

Это интересно:  Как одеваться полным девушкам

В работе «Эрос и личность: философия пола и любви» Н.А. Бердяев говорит о том, что подлинная любовь возможна лишь тогда, когда человек обретает некоторую целостность, тем самым, он становится способен к принятию другой, такой же целостной личности. В противном случае, человек создает себе некий идеальный образ возлюбленного, но этот образ, есть, ни что иное, как идеальный он сам.

Титаренко Сергей Анатольевич в работе «Специфика религиозной философии Бердяева» отмечает, что: «у Бердяева «просто человека нет». Есть мужчина и женщина как пол (половина) и есть состояние внутренней смоделированности в себе двух половых природ, называемого андрогиничностью.» Отсюда можно сделать вывод о том, что в онтологии Бердяева «человек не дан изначально, а должен сотворить себя с Богом, путем моделирования в себе Божественного и мирского. Человек существует лишь в динамике, в этом сотворении. Только освобождение человека от себя приводит его в себя«.

И в этом мне видится ключевая идея о пути становления андрогином/анропосом/божественным человеком. Ведь что это, как не уничтожения себя, становление никем? Никто не имеет пола. Дорога на пути к ничто лежит через ужас и смерть. На это так же намекает телесный образ существ-андрогинов Платона: шарообразные существа, с 4-мя ногами и руками, с половыми органами, расположенными по бокам, на первый взгляд, выглядят комично, но при пристальном рассмотрении они ужасны. Эта комичность, этот смех, ни что иное, как смех перед ужасом. Их ужас заключен в их нелепости, не естественности для нашего восприятия. Однако, за этой абсурдностью простирается определенный смысл, ибо «абсурд порождает смысл, и смысл постигается абсурдом«.

Комизм и ужас идут рука об руку. Ужас обнажает подлинную природу, сталкивая человека с самим собой, таким, каков он есть. М. Хайдеггер говорил об экзистенциальном ужасе, о том, что в ситуации ужаса выявляется сам смысл существования, само бытие, бытие есть Ничто.

Комизм же, в свою очередь, является прямой реакцией на ужас, поскольку, в ситуации неспособности к прямому принятию объекта и взаимодействию с ним, на помощь приходит юмор, как инструмент для разрядки, принятия. Таким образом, мы пытаемся принять что-либо опосредованно. Именно так порой мы смеемся над смертью или же отдаем предпочтение, к примеру, черной комедии.

Смерть всегда обладала пленительной притягательностью. Она неразлучна с Эросом, а значит — стремится к благу. Почему нас так влечет смерть? Можно попытаться найти ответ на этот вопрос в психоанализе. Фрейд определяет это как стремление организма вернуться обратно в безжизненное состояние, ведь целью жизни, в конечном итоге, является смерть. Психоанализ разделяет мысль о том, что чем старше становится личность, тем более она саму себя утрачивает. В норвежском фольклоре есть потрясающие слова на этот счет: «когда человек рождается, то у него есть целый мир. По мере взросления же он его утрачивает». Шарообразная форма андрогинов в Пире — не является ли это намеком на изначальную форму и природу человека?

Смерть обнажает все пределы. В понятии об андрогине смерти подвергается пол, но также и все те идентификации, которые привязаны к полу. Что это, как не тотальное уничтожение личностного? Ведь пол является одним из ключевых определяющих факторов в становлении и в жизни человека. Когда Бердяев говорит о пребывании в совершенном бытии, о сотворении себя с богом, допускает ли он мысль о наличии места для личностного в этой онтологии?

Это интересно:  Часы: на какой руке их носят мужчины и женщины

Эти небольшие рассуждения мне бы хотелось завершить тем, что миф об андрогине видится мне как миф о ничто. Становление андрогином, как становление никем. И лишь через обретение ничтойности, через смерть, возможно стремление к эросу, к благу. На вопрос о том, «Кто ты?» существует лишь один единственно верный ответ — «Никто».

Долгое время личность считалась психически здоровой при условии, что ее гендерные особенности соответствовали ее биологической сути, в иных случаях это являлось отклонением от нормы. Теперешние мужчины бывают ласковыми с детьми, чувствительными, романтичными во взаимоотношениях, но властные, жесткие в бизнесе, а женщины, обладая честолюбием, оставаясь лидером в рабочих отношениях, бывают ласковыми, нежными с детьми, мужем. Именно понятие андрогинность и отражает такое гибкое поведение мужчины и женщины, смешанность их полоролевых характеристик.

Психологическая андрогинность

Современные психологи трактуют андрогинность, как совмещение у одной личности социальных гендерных функций, принадлежащих и женщине, и мужчине. На сегодня уже доказано, что гендерные функции и полоролевые характеристики формируются скорее в семейной сфере адекватно особенностям воспитания мальчика или девочки, также на их формирование оказывает развитие социум, и меньшую значимость имеет заложенные природой половые различия. Хотя нельзя игнорировать важность биологического развития ребенка от зачатия, его воздействие на различие психологического формирования мужчины и женщины.

В ходе изучения андрогинности С.Бем, американский психолог, разработала опросник половых ролей и классифицировала всех индивидуумов за четырьмя категориями.

Первая группа людей – маскулинные индивиды, имеют ярко выявленные мужские черты: независимость, напористость, честолюбие, рискованность и др.. Вторая группа – феминные индивиды, у них выражены традиционные характеристики женщины: мягкость, нежность, умение сочувствовать, тактичность, эмоциональность, уступчивость и подобные черты. Андрогины – это третья группа, они имеют признаки андрогинности: особенности соответствующие феминному и маскулинному типам. Четвертая группа – это люди неопределенного типа половой психологической идентичности, не имеют выраженных ни феминных, ни маскулинных черт.

Индивидуум имеет возможность обладать феминными и маскулинными особенностями характера безотносительно к индивидуальному полу. Так женщина может обладать стереотипными маскулинными особенностями: быть агрессивной, твердой, независимой, а мужчина быть нежным, романтичным, сочувствующим. С.Бем обосновала, что феминность и маскулинность – это не взаимоисключающие качества личности. Согласно убеждениям многих психологов индивидуумы, имеющие значительные, одинаково обозначенные мужские и женские индивидуальные характеристики, т.е. черты андрогинности, являются полноценными и целостными личностями. А индивиды с неопределенной половой индентичностью, имеющие низкий коэффициент по обоим категориям, считаются незрелыми личностями.

Психологическая андрогинность не подразумевает под собой только набор качеств феминности и маскулинности, проявление этих качеств в общественном поведении, это также умение быть гибким в выборе поведенческих форм зависимо от всплывающих задач, сложившихся ситуаций, обстоятельств.

Андрогинность, как психологическая характеристика, имеет значимую функцию в адаптивной социализации в сегодняшнем обществе. Она дает умение человеку изменяться и адаптироваться к изменяющимся жизненным обстоятельствам, а не действовать стереотипно, подчиняясь своей полоролевой функции. Андрогины являются высокоустойчивыми к стрессам, благодаря наличию мужских и женских особенностей характера их возможности на самореализацию в разных спектрах деятельности увеличиваются.

В заключение уместно отметить, что андрогинность не есть отклонением от нормы развития, обладатель андрогинных качеств более гармоничен и осознан в принятии себя полноценно, через личное поведение и внешний образ он пытается транслировать в социум свой внутренний мир: чувства, переживания, восприятия, самого себя. Андрогинность есть психически нормальным явлением.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий