Кто такой тиран

Скульптуры Гармодия и Аристогитона, которые были известны как тираноубийцы после того, как они убили Гиппарха. Они были символом афинской демократии

Платон и Аристотель определяли тирана, как человека, который правит без закона, используя крайние и жестокие методы как против своих людей так и против других.

Тиран — в Древней Греции (в основном в VII — VI веках до н. э.) лицо, насильственно захватившее власть; в наше время иногда слово употребляют как синоним слова «диктатор», что крайне неточно.

Тиранами, в основном, были лица, уничтожавшие и притеснявшие аристократию.

Тиран

ок. VII в. до н. э. –

др. -греч. τύραννος, лат. tyrannis

Страна Древняя Греция, Италия

Скульптуры Гармодия и Аристогитона, которые были известны как тираноубийцы после того, как они убили Гиппарха. Они были символом афинской демократии

Шаг второй: выйти из роли жертвы. Перестаньте реагировать на замечания и манипуляции мужа. Начните самостоятельно контролировать свою жизнь, научитесь говорить нет. По возможности станьте материально независимой от мужа.

5 признаков тирана

Для такого человека главный вопрос в отношениях: «Кто в доме хозяин?» И единственно верный ответ: «Я».

Он разыгрывает роль заботливого отца семейства, лидера; человека смелого, амбициозного, сильного, лучшего во всем.

Отличается болезненным самолюбием, обидчив. Не терпит замечаний в свой адрес.

Не склонен к компромиссам и диалогу. Все несогласные с ним «дураки», «профаны», «хамы». Высказанное вслух чужое мнение является вызовом его всемогуществу, бунтом — и должно быть разгромлено. Любые аргументы оппонента пропускаются мимо ушей и не имеют для деспота никакого значения.

Тиран — отличный манипулятор. Главные оружия против жертвы: запугивание, апеллирование к чувству вины, давление авторитетом.

Умеет либо командовать и подчинять, либо (в редчайших случаях) подчиняться самому. Для тирана не существует равенства, равноправия, равнозначности. Кто-то обязательно должен быть сильнее, хитрее, агрессивнее и использовать это против слабого, бесхитростного добрячка.

А также плохо терпит критику: злится и обижается в ответ. Возможность того, что другой человек может быть прав, для тирана невозможна.

Любит разглагольствовать о том, как жена должна почитать и уважать мужа, дети обязаны уважать родителей, а с соседом может перестать здороваться, потому что тот «проявил неуважение» — например, не пропустил в лифте.

Тема уважения для тирана — одна из центральных. Он свято верит в то, что боятся, значит уважают. Сам обычно уважает только более сильных и могущественных тиранов.

_В Центре открыто и кризисное отделение, однако туда женщины попадают в самых крайних ситуациях. Это те, кому невозможно находиться в одном доме с супругом, поскольку он оказывает психическое и физическое давление. Здесь оказывают комплексную помощь — подключаются психолог, юрист, социальный работник. Как правило, через кризисное отделение проходит не более 15 женщин в год, но это лишь вершина айсберга, считают специалисты._

_В Центре открыто и кризисное отделение, однако туда женщины попадают в самых крайних ситуациях. Это те, кому невозможно находиться в одном доме с супругом, поскольку он оказывает психическое и физическое давление. Здесь оказывают комплексную помощь — подключаются психолог, юрист, социальный работник. Как правило, через кризисное отделение проходит не более 15 женщин в год, но это лишь вершина айсберга, считают специалисты._

Тираны и их жертвы

«Мне его жалко»

Динара Х. не скрывает лицо, улыбаясь в ответ на предположение, что станет только хуже. «Хуже не будет, — спокойно говорит она. — Возможно, после этого интервью муж побоится меня трогать». Динара вышла замуж 10 лет назад. Сейчас у нее двое детей от мужчины, которого она считала «каменной стеной», но ошиблась. «Я видела, что в нем есть агрессия, еще на стадии знакомства, — рассказывает женщина. — Но искренне считала, что этот мужчина будет защищать меня. Оказалось, наоборот. Часто он использует методы психологического давления — угрожает, унижает, может замахнуться рукой, ударить в стену рядом с моим лицом. Но однажды мне пришлось обратиться в больницу, там наложили несколько швов, на лице остался шрам. После этого к нам приходил участковый, предлагал написать заявление на мужа, но я отказалась. Мне его жалко. Когда приехала после больницы, у меня дома были родители. Мне пришлось объясняться, почему я довела мужа до такого состояния. У мужа был очень виноватый вид. Он даже пытался выброситься в окно».

Психология жертвы

О том, что все жертвы домашних тиранов ведут себя примерно одинаково, говорит психолог центра «Семья» Ирина Аскерова: «Часто это зависит от личностных качеств женщины — низкая самооценка, неуверенность в себе. Со временем такие женщины начинают жалеть своих обидчиков и продолжают терпеть. На фазе, когда агрессор наносит психологический или физический вред женщине, она понимает, что так нельзя. Но на фазе спокойствия, когда агрессор ведет себя хорошо, дарит цветы, подарки, ее инстинкт самосохранения притупляется. И все повторяется. Типичная стратегия поведения тиранов — давить на жалость, применять угрозы, оказывать психологическое давление. Хотя то, что они говорят, чаще всего просто шантаж».

Женщине, попавшей в такую ситуацию, Ирина Аскерова советует не замыкаться в себе. По мнению психолога, самая большая ошибка — когда ситуация не выносится за пределы семьи. «Когда женщина обращается за помощью в наш центр, первое, что нужно сделать — это обезопасить ее. Предоставить убежище, оказать срочную психологическую помощь, сделать все, чтобы она успокоилась, чтобы снизился эмоциональный накал. Потом уже можно полноценно работать с проблемой. Эта работа заключается в формировании стратегии поведения, чтобы женщина могла дать отпор в ситуации насилия. Также это работа по повышению самооценки, навыков целеполагания, чтобы она видела будущее».

Тираны и их жертвы

На следующем этапе подключается ближайшее окружение. «Часто бывает так, что женщина в ситуации насилия полностью изолирует себя от близких родственников и друзей. Или агрессор ее изолирует. Большинство жертв домашних тиранов — это женщины, которые нигде не работают и зависят финансово от мужа. Чтобы помочь им, мы восстанавливает сеть контактов с близкими, которые в свою очередь помогают поддержать ее на пути к новой жизни».

«Заниженная самооценка — одна из основных характеристик агрессора»

Иногда специалистам центра «Семья» приходится работать и с мужчинами-агрессорами. Правда, только с согласия их обиженных жен. «У большинства домашних тиранов достаточно высокий уровень агрессии, — продолжает Ирина Аскерова. — Возможно, такие люди сами были жертвами насилия в детстве. Но одна из основных причин — заниженная самооценка у мужчины. Он хочет подавить свою жертву, чтобы добиться полного контроля над ней. Но это один из факторов. Многое зависит от самой женщины. Ведь кто-то может терпеть издевательства от мужа годами, а кто-то сразу пресекает попытки давления со стороны партнера. В моей практике был случай, когда женщина на протяжении 14 лет жила с мужем-агрессором. Он ее избивал при детях. Но ей понадобилось 14 лет, чтобы решиться попросить о помощи. Сначала с ней работал психолог, затем подключился юрист. В итоге женщина решила полностью изменить жизнь, нашла новую работу, переехала в другое место. Специалисты работали с ее личностными страхами и с целями на будущее».

Между тем, случаев, когда женщина возвращается к мужу-тирану, в практике центра «Семья» тоже немало. Кто-то обращается за помощью повторно. «И все-таки 85-90% женщин, побывавших у нас, начинают новую жизнь», — говорит заместитель директора центра «Семья» Наиль Гибадуллин.

Единственный вопрос, на который не могут ответить сотрудники центра, каковы реальные масштабы проблемы. По мнению психологов, большая часть женщин, страдающих от мужей-тиранов, никогда не выносят проблему за пределы своего дома.

Тирания была переходной властью, обеспечившей, наилучшим образом свержение аристократии и расширение социальной базы греческого полиса, так как она шла под знаменем восстановления исконной «демократической» царской власти и сумела объединить под своей властью и мелкое крестьянство, и наиболее передовые городские элементы. Однако, как только власть аристократии была сокрушена, городские элементы стали ощущать тиранию как пережиток, мешающий развитию рабовладения, свободного торгового оборота и демократических учреждений.

Реферат «Древнегреческие тираны»

II . Общие черты раннегреческой тирании. 5
1. Причины и способы установления тирании.

2. Низвержение тирании.
III . Тирания в Сикионе. Клисфен. 8

IV . Тирания в Коринфе. Периандр. 9
V. Тирания в Афинах. 11
1. Попытка установления тирании Килоном
2. Тирания Писистрата. 12
а) Первое «пришествие» Писистрата.
б) Второе «пришествие» Писистрата.
в) Третье «пришествие» Писистрат.
VII . Заключение: Положительно или отрицательно политика тиранов
повлияла на Древнюю Грецию. 15

VIII . Список литературы. 16

I .Вступление. Что такое тирания и кто такие тираны?

[1] В политической жизни древних греков дважды обстоятельства складывались особенно благоприятно для возникновения тиранических режимов, и дважды тирания оказывалась существенным фактором исторического процесса: первый раз — в архаическую эпоху, в пору возрождения у греков их государственности, а второй — в период уже так называемого кризиса полиса. Соответственно различают и два вида тирании: раннюю или старшую, тиранию, эпоха которой определяется с середины VII в. и до 461 г. до н.э., когда пала последняя такая тирания в Регии и Мессане, и позднюю, или младшую, — с конца V в. и до утраты греками политической самостоятельности. С государственно-правовой точки зрения тиранию рассматривают как форму негативную по преимуществу, как своего рода анархию, предполагающую отрицание традиционного порядка и закона, но не ради общей свободы, а для подчинения всех воле одного. Под тиранией обычно понимают авторитарный режим ярко выраженного насильственного типа; в ней видят политическое воплощение крайнего индивидуализма, кульминацию эгоистического, антиобщественного начала. Само слово «тиран», по происхождению негреческое (его корни ищут в малоазийских, лидийском или фригийском, или в этрусском языках), рано было усвоено греками и использовалось ими для обозначения правителя, пришедшего к власти незаконным путем, правящего в обстановке произвола и насилия и использующего сою власть в собственных, эгоистических целях. Оно начинает свою историю примерно в одно время с началом исторического существования тирании.

Это интересно:  Мужской эгоизм в отношениях: как с ним бороться и им управлять

[2] Заимствованное из чужого языка, слово «тирания» стало с этих пор использоваться для обозначения новых, нетрадиционных режимов личной власти. Хотя на практике понятие «тирания» часто употреблялось безразлично наряду со старым понятием «царская власть», все же, в отличие от этого последнего, новое слово с самого начала обладало особенным оттенком. Тиранами называли чаще всего властителей насильственного типа, пришедших к власти и удерживавших ее незаконным, насильственным образом. В соответствии с этим реальным значением слово «тиран» с самого начала должно было обладать известным негативным смыслом. Понятно, что на первых порах оно должно было употребляться в таком именном смысле по преимуществу аристократами — исконными врагами тирании. Однако по мере того как тирания становилась тягостной и для остального общества, такое словоупотребление стало общепринятым. В политической литературе классического времени стало развиваться представление о тирании как о наихудшей форме власти, вследствие чего слово «тиран» окончательно приобрело тот одиозный смысл, который мы теперь в него вкладываем.

В моей работе будет рассмотрен период старшей тирании. Задачей данной работы является проследить зарождение, расцвет и упадок тиранических режимов. Будут охарактеризованы общие черты присущие для всех тиранических государств античной Греции и более подробно рассмотрены тирании Клисфена в Сикионе, Кипсела и Периандра в Коринфе, Писистрата и Писистратидов в Афинах и Поликрата на Самосе.

Источники интересующего нас периода не многочисленны. Наиболее емкая и обширная информация о старшей тирании содержится в «Истории» Геродота, «Политики», «Афинской политики» Аристотеля и «Истории» Фукидида.

II. Общие черты раннегреческой тирании.

1. Причины и способы установления тирании.

Существует множество причин появления тирании в Греции. Одна из самых важных является борьба демоса с родовой аристократией.
Вступивший в классовую борьбу демос не представлял собой единого целого. Из массы народа — мелких и средних землевладельцев, ремесленников и других прослоек — выделялась торгово-ремесленная верхушка — своего рода денежная аристократия. Интересы денежной аристократии и широких слоев демоса были различны. Однако в борьбе со старой родовой аристократией, пользовавшейся рядом привилегий и фактической монополией власти, в борьбе за расширение своих прав и права реального участия в управлении общины, разнородные слои демоса часто выступали единым фронтом. Особенно активно эта борьба развернулась в VII-VI в до н.э. Она охватила весь эллинский мир и носила революционный характер. Эти выступления происходили в малоазийских городах — Милете, Эфесе, Самосе, в городах метрополии — Мегарах, Коринфе, Сикионе, Афинах и в Великой Греции — Таренте, Кротоне, Сиракузах и так далее. В результате этой борьбы создавались города-государства. Во многих городах переходной ступенью от господства родовой аристократии к власти демократии явилась тирания.

Тирания проявляется преимущественно в государствах с сильно развитым торгово-ремесленным классом как, например, в Коринфе, Сикионе, Эпидавре, Мегарах, Афинах, также в Сицилии (в Сиракузах, Лентинах, Геле, Акроганте и др.); в государствах чисто земледельческого типа, как Беотия или Лакония, мы ничего не слышим о тирании.

В условиях смуты отдельным честолюбцам нередко удавалось насильственным образом, вопреки воле правящего сословия и при поддержке демоса, захватить власть в общинах и установить свое единоличное правление, именно они и назывались тиранами. Чаще всего они принадлежали к господствующему сословию, но были чем-либо обижены и, желая отомстить за обиду, становились во главе оппозиции (таковы были, например, Писистрат Афинский, Лигдамид Наксосский), или же, принадлежа к числу знатных людей, не имели одинаковых с ними прав (Кипсел, уничтоживший в Коринфе аристократическое правление Бакхиадов, приходился им родственником по матери); но иногда предводитель отыскивался и среди неимущего класса (Орфагор Сикионский был поваром).

Тираны основывали и укрепляли свою власть при помощи тех самых полномочий и средств, которыми народ вооружал их для борьбы с олигархией: с помощью вооруженных приверженцев или преданных телохранителей, которыми народ позволял им окружать себя для защиты от олигархов, они овладевали городскими крепостями и государственными сокровищами и таким образом становились неограниченными повелителями народа. Вообще о способах захвата власти тиранами авторы рассказывают о приблизительно сходных чертах (Кипсел и Писистрат).

Однако господство основанных тиранами династий нигде не было продолжительно, кроме Сикиона, где Орфагориды господствовали около ста лет, и Коринфе, где владычество Кипселидов продолжалось 73 года (655-582 гг. до н.э.).

Аристотель (Пол. Пять, 8,9) говорит, что «тиран стремится к трем целям: во-первых, вселить малодушие в своих подданных, так как человек малодушный не станет составлять против него заговоры; во-вторых, поселить взаимное недоверие — тирания может пасть только тогда, когда некоторые граждане будут доверять друг другу, поэтому тираны — враги порядочных людей, как опасных для их власти, и не только потому, что они не выносят деспотической власти, но и потому, что они пользуются доверием как в своей среде, так и среди других и не станут заниматься доносами ни на своих, ни на чужих; в-третьих, лишить людей политической энергии: никто не решится на невозможное, значит, и на низвержение тирании, раз у него нет на то силы». Естественным следствием таких целей являлось строгое наблюдение за подданными, которые даже при господстве лучших тиранов не могли не поселять в подданных неудовольствия. Приемники же первых тиранов, воспитанные в роскоши, привыкли смотреть на власть, как на законное наследие отцов и, не понимая жизни народа и не сочувствуя ему, все более и более от него отделялись и своими злоупотреблениями возбуждали его недовольство, которое нередко старались подавлять строгими преследованиями, не разбирая правых и виновных, чем, конечно, только раздували ненависть к себе. Народ видел, что из-под гнета аристократии и олигархии он попал под гнет тирании, что положение его несколько не улучшилось, и потом легко восставал, против тиранов и свергал их, причем соединяясь иногда на время с непримиримыми врагами тирании – олига рхами. Но чаще всего тирания свергалась в результате интервенции.

[3] Эфор Хилон и полководец Анаксандрид совершили ряд походов и изгнали Кипселидов из Коринфа и Амбракии, Лигдамида — из Наксоса, Гиппия — из Афин, потомка Клисфена, Эсхина, — из Сикиона, Симмаха — из Фасоса, Алкида — из Фокеи, Аристогена — из Милета. Они пытались изгнать и Поликрата из Самоса, но безуспешно; здесь их дело довершили персы, не желавшие терпеть рядом с собой сильное греческое государство.

Само слово «тиран», произносившееся с уважением при первых тиранах, сделалось потом ненавистным для греков, как и сам вид власти, которую оно означает. Аристотель и другие авторы с презрением отзываются о тирании, говорят, что «<. > тирания — самый вредный для подданных государственный строй <. >»1. Лица, которые убивали или свергали тиранов, удостаивались величайших почестей, как спасители государства: Гермодию и Аристогитону, убийцам Гиппарха, в Афинах были поставлены статуи, что было там величайшей редкостью в то время (даже в последствии, когда афиняне стали щедрой рукой расточать награды и часто воздвигали статуи заслуженным людям, было в силе запрещение ставить их рядом со статуями Гермодия и Аристогитона). По низвержении тирании иногда восстанавливается олигархия, хотя в более умеренной форме, но чаще водворялось демократическое царство.

Таким образом, тирания имеет тесное соотношение со всем ходом развития греческой государственной жизни, чем и объясняется общность и приблизительная одновременность этого явления в греческой истории, в которой VII и VI вв. до н.э. могут быть названы периодом тиранов.

Тирания была переходной властью, обеспечившей, наилучшим образом свержение аристократии и расширение социальной базы греческого полиса, так как она шла под знаменем восстановления исконной «демократической» царской власти и сумела объединить под своей властью и мелкое крестьянство, и наиболее передовые городские элементы. Однако, как только власть аристократии была сокрушена, городские элементы стали ощущать тиранию как пережиток, мешающий развитию рабовладения, свободного торгового оборота и демократических учреждений.

III . Тирания на Сикионе. Клисфен

Наиболее ранняя и самая продолжительная тирания была в Сикионе, установление тирании датируется 670 г. до н.э., а ее низвержение — 570 г. до н.э., таким образом она продлилась сто лет.

Об этой тирании очень мало сведений. Наиболее блестящим представителем династии Орфагоридов был Клисфен. Его деятельность шла в значительной мере на пользу городскому классу. Он решительно боролся с аристократией. Здесь, как и во всех дорийских странах, население делилось на три дорийских филы: Гилеев, Диманов и Памфилов. Но в эти филы здесь была включена только аристократия, вся остальная часть населения, считавшаяся потомками ионийцев, в эти филы не входила. Клисфен образует из этого остального населения четвертую филу и дает ей название «Архелаев» т.е. «владык народа», тогда как три аристократические филы он издевательски переименовывает в «свинятников», «поросятников» и «ослятников». Он запретил состязания рапсодов, прославлявших Аргос и аргивян и отменил культ Адраста, которого почитали аргивяне, как первого сикионского царя. Жертвы, приносимые Адрасту и празднования в честь этого героя, он «передал» другому герою — Меланнипу, ярому врагу (в мифах) Адраста. Трагические хоры в честь Адраста были переданы Дионису. Запрещает он культ общегреческого героя Геракла, заменяя его культом другого Геракла — критского бога. Во   внешней   политике роль Клисфена была весьма значительной. Он сблизился со знатным афинским родом Алкмеонидов и пытался вместе с этим родом приобрести влияние в Дельфийском святилище. Когда по постановлению пилейской амфиктионии Дельфы объявили войну соседнему городу Крисе, взыскивавшему пошлину с паломников, на помощь Дельфам и на защиту интересов международной торговли явились афинян Алкмеон и Клисфен со своими войсками и флотом. Криса была разрушена. Несколько позже Клисфен выдал свою дочь Агаристу за сына Алкмеона, Мегакла. Вот пожалуй и все сведения которыми я обладаю о тирании в Сикионе. [4]

Это интересно:  Как поцеловать девушку первом знакомстве

IV . Тирания в Коринфе. Периандр

Вторая, по длительности   нахождения тиранов у власти, является тирания в Коринфе, там власть тиранов сохранялась более 70 лет (около 657 — 580 гг. до н.э.). Приход к власти первого тирана Кипсела, родоначальника новой династии Кипселидов, был связан с низвержением знатного рода Бакхиадов. Период тирании в Коринфе характеризуется   борьбой с родовой аристократией, усилением торгово-ремесленного класса, активным градостроительством и возвышением его на международной арене. В этот период Коринф достиг наивысшего пика   своего развития в экономической и политической жизни.

Кипсел   пришел к   власти довольно традиционным способом — заручившись   поддержкой демоса. Он был   сначала   полемархом и   в   этой должности   показал себя другом народа; например, он выпускал на поруки содержавшихся под арестом должников, а если не являлись поручители, то сам ручался и отказывался от следовавшей в его пользу доле штрафа. Этим он расположил к себе народ и с помощью его захватил власть в 657 г до н.э. Став тираном, он в первую очередь начал борьбу с родовой аристократией. Им были изгнаны знатные роды аристократов, в том числе и род Бакхиадов, захвативших в свои руки всю власть в государстве; конфискация их имущества дала в руки властителей большой земельный фонд: имущество это было, как можно заключить из источников, использовано для наделения землей беднейшего населения — крестьян, освобожденных от зависимости. Суды знати были заменены судами по территориальным округам, был издан закон против праздности.

Нам известно, что   уже   около 650 г. до н.э. Коринф принял евбейскую   монетную систему, господствующую на Эгейском море, несмотря на то, что   во всех прочих государствах Пелопоннеса   и   в   Афинах в   это   время   была в   ходе аргосско-эгинская монетная система, введенная аргосским царем Фидоном. Так как аргосская монета (статер) была в 4/3 раза тяжелее евбейской, то коринфяне разбивали евбейский статер не на две драхмы, как в Аргосе и в Эгине, а на три; четыре коринфские драхмы равны эгинскому статеру. В Коринфе, таким образом, могли свободно обращаться монеты обеих систем. Не вполне ясно, какие цели преследовал закон о запрещении иметь много рабов; некоторые объясняют это как закон против роскоши; другие предполагают, что закон имел в виду предоставление возможности работы городской и сельской бедноте путем уменьшения рабов.

При Кипселе   началась активная колонизационная   деятельность Коринфа   на западном побережье   Греции (в   районе Амбракийского   залива); в   качестве правителей   колоний   Кипсел ставил своих сыновей.   Эта новая политика [5] сразу же вызвала осложнение с населением Керкиры, которое, отстаивая свою политическую независимость, вступило в борьбу с Коринфом.

Таким образом, можно   сказать, что   Кипсел подготовил почву   для   своего сына Периандра, правившего с 627 г. до н.э. до 585 г до н.э., и основной задачей которого было усилить международное значение Коринфа. Именно при нем Коринф достиг наибольшего развития в экономической и политической экспансии.

V . Тирания в Афинах. 1. Попытка установления тирании Килоном [6]

                Первая попытка установить   тиранию в Афинах принадлежала Килону. Наиболее полно   эта попытка описывается в «Истории» Фукидида. Он рассказывает о Килоне в связи с требованием лакедемонян изгнать из Афинского государства лиц, виновных в кощунстве по отношению к богине Афине. Вот как он это описывает: «<. > В течение этого времени пелопоннесцы отправляли к афинянам посольства с жалобами, чтобы, в случае отказа в чем-либо, иметь возможно более основательный предлог к войне. Так, прежде всего лакедемоняне потребовали от афинян через своих послов изгнания виновных в кощунстве против богини. Кощунство состояло в следующем: был афинян Килон, победитель на Олимпийских состязаниях, человек древнего знатного рода и влиятельный; он женился на дочери мегарянина Феагена, в то время бывшего тираном в Мегарах. Когда Килон вопрошал Дельфийского оракула, тот дал ему прорицания захватить афинский акрополь во время величайшего праздника Зевса. Килон получил от Феагена войско, подговорил своих друзей и, когда наступили Олимпии, празднуемые в Пелопоннесе, захватил акрополь с целью сделаться тираном; празднество это он считал величайшим Зевсовым праздником и имеющим ближайшее отношение к нему. Как к победителю на Олимпийских состязаниях. Имел ли в виду оракул наибольший праздник в Аттике или в каком-нибудь ином месте, Килон в то время об этом не рассуждал, да и оракул не открывал этого. Дело в том, что и у афинян за городом бывают Диасии, называемые величайшим праздником Зевса Милостивого, причем от имени всего народа приносятся не крупные жертвенные животные, но местные жертвы. Килон, пологая, что он правильно понял изречение оракула, приступил к делу. Узнавши об этом, афиняне всем народом устремились с полей против Килона и его соумышленников и, расположившись у акрополя, начали осаждать его. Осада тянулась, и большинство афинян, утомленных ею, ушли, предоставивши девяти архонтам сторожить Килона и давши им неограниченные полномочия на все прочее по собственному их усмотрению. В то время большая часть административных функций принадлежала архонтам, между тем соумышленники Килона терпели во время осады крайнюю нужду от недостатка хлеба и воды. Поэтому Килон и брат его тайком бежали, остальные (из них многие уже умерли от голода), будучи в стесненном положении, сели у алтаря на акрополе, в качестве молящих о защите. Когда афиняне, на которых возложена была охрана, увидели, что осужденные умирают в священном месте, они предложили им удалиться, причем обещали не причинять им никакого зла. Но когда они вывели их от туда, то всех перебили; кроме того, они лишили жизни еще несколько человек, усевшихся на пути подле алтаря Почтенных богинь. Отсюда и сами убийцы и потомство их получили названия нечестивцев и величайших преступников перед богинею. Этих нечестивцев изгнали тогда и афиняне, а в последствии потомков их изгнал и лакедемонянин Клеомен при помощи восставших афинян; живущие были изгнаны, а кости умерших вырыты из земли и выброшены. Однако оставшиеся в живых изгнанники в последствии возвратились, и род их до сих пор существует в государстве <. >»1. Таким образом, первая попытка установления тирании в Афинах оказалась неудачной. Относится она к 640 г. до н.э. Но ровно через восемьдесят лет в Афинах была   свергнута родовая аристократия и установлена тирания, во главе которой стоял Писистрат, правивший с 560 до 527 г. до н.э. (с перерывами) .

[7] а)Первое «пришествие»   Писистрата.

            Писистрат происходил из древнего знатного афинского рода. Он был богатым человеком, владевшим золотыми рудниками во Фракии. Возвышения Писистрата началось с войны за остров Саламин, где он показал себя блестящим полководцем.

Остров   Саламин, принадлежавший Мегарам, был   огромным препятствием для   развития афинской торговли в   Эгейском море — он   закрывал выход   из афинской гавани. На короткое время   афинянам удалось   завладеть   им, но после Килоновой смуты и связанного с этим ослабления Афин он был снова потерян. После возвращения Солона из странствования в Афины началась активная агитация за новый поход на Саламин. Эта экспедиция была организована торговой партией паралиев, к которой принадлежал Солон. Во главе отряда был поставлен Писистрат, который в это время был еще в дружеских отношениях Солоном. Ему удалось кроме захвата Саламин овладеть и гаванью Мегары Нисею, что ставило Мегары в экономическую зависимость от Афин.

Подобное   положение привело к затянувшемуся противостоянию между Мегарами и Афинами. После долгой борьбы обе стороны решили обратиться к посредничеству наиболее влиятельного тогда греческого государства — Спарты. Спартанский суд присудил Саламин Афинам, а Нисея должна была быть возвращена мегарцам.

Это интересно:  Как понять любишь ли ты? 31 неоспоримый признак

Походу   на Саламин   предшествовало принятие закона, по которому, в   случае завоевания, земля   на острове   будет   передана во владения эти   добровольцев. Издание   этого   законы было предпринято   для   поднятия духа у   отправлявшихся туда пятисот воинов.   До нас дошло постановление о саламинских клерухах, в котором запрещается поселенцам сдавать землю в аренду: «Постановил народ: разрешить саламинским клерухам жить в Саламине постоянно. Разве что они окажутся не в состоянии исполнять повинности гражданские и военные; в других же случаях им не (разрешается) сдавать свою землю в аренду. Если клерух будет жить там, а землю сдаст в аренду, то пусть заплатит в казну и арендатор, и сдающий в аренду (столько-то драхм) штрафа. Пусть взыскивает архонт; а если не взыщет, подвергнется ответственности»1. Его целью было воспрепятствовать новому разорению крестьян и скоплению их земли под видом аренды в руках богачей одновременно это обеспечивало военную мощь клерухов. Для Писистрата подобное положение дел было выгодно, так как он являлся лидером самой беднейшей партии Афин — диакрийцев: «<. > Этих партий было три: одна — паралийцев с Мегаклом, сыном Алкмеона, во главе, которые, по-видимому, преимущественно добивались среднего образа правления; другая — педиаков, которые стремились к олигархии, — ими предводительствовал Ликург; третья — диакрийцев, во главе которой стоял Писистрат, казавшийся величайшим приверженцем демократии. К этим последним примкнули, с одной стороны, те, которые лишились денег, отданных взаймы, — ввиду стесненного положения; с другой — люди не чистого происхождения — вследствие страха. Это видно из того, что после низвержения тиранов афиняне произвели пересмотр гражданских списков, так как многие пользовались гражданскими правами противозаконно. Все эти партии имели прозвания по тем местам, где они обрабатывали землю <. >»2.

Успех Писистрата, несомненно, усилил позиции   диакриев. На это   не могла   спокойно смотреть аристократическая партия и для устранения политического противника было организовано покушение на Писистрата. Но по мнению Аристотеля, Писистрат сам нанес себе раны : «<. > Он (Писистрат) сам нанес себе раны и под предлогом, будто это было делом его политических противников, убедил народ дать ему телохранителей <. >»1. Но независимо от тог, был ли это хорошо спланированный обман или действительно на Писистрата было совершено покушение, народ был глубоко возмущен, и партия диакриев решила перейти энергичной политике. Представитель этой партии, Аристион, выступил в народном собрании с предложением дать охрану Писистрату. Против этого предложения выступил Солон, сказав: «<. > что одних он (Писистрат) превосходит умом, а других мужеством; умом превосходит тех, кто не знает, что Писистрат стремится к тирании; мужеством тех, которые знают это, да молчат <. >»2. Но к словам его не прислушались и предложение Аристиона было принято.

Для охраны Писистрата был   выделен   отряд   вооруженный   дубинами, характерным   крестьянским оружием; такие же «дубиноносцы» поддерживали тиранию и в Сикионе. С помощью этих «дубиноносцев» Писистрат захватил в 560 г. до н.э. акрополь и «<. > управлял общественными делами скорее в духе гражданского равноправия, чем тирании <. >»3.

б)Второе «пришествие» Писистрата.

Однако, Писистрат   продержался   у   власти недолго. Паралии, во главе   с   Алкмеонидами, и   педиэи, включавшие в   себя весь цвет афинской аристократии, всех «потомков богов», всех «владетельных князей» в   отдельных   демах, соединившись вместе, оказались такой силой, которой не мог противостоять Писистрат. Ему пришлось бежать из Афин в 555 г. до н.э. Его имущество конфисковано и куплено с торгов одним из наиболее знатных Каллием, близким к кругам Солона и Алкмеонидов.

Но, союз паралиев и   педеев просуществовал недолго. Вскоре после изгнания Писистрата между обеими группировками разгорелась борьба. Теснимый эвпатридами вождь паралиев Алкмеонид Мегакл вступил в союз с Писистраром: «<. > На двенадцатый же год после этого (изгнания Писистрата), наоборот, сам Мегакл, поставленный в безвыходное положение своими противниками, завел переговоры с Писистратом и, условившись, что тот возьмет замуж его дочь, устроил его возвращение на старинный лад и слишком простым способом <. >»1. После этого было организовано триумфальное вступление Писистрата в Афины: «<. > В Пеанийском деме была   одна женщина, по имени Фия, ростом в четыре локтя, без трех пальцев и весьма красивой наружности. Нарядив эту женщину в полное военное вооружение, они велели ей встать на колесницу и, показав ей, как она должна держаться, чтобы производить впечатление как можно более прекрасной, поехали в город, а вперед предварительно послали герольдов. Последние, придя в город, говорили как им было приказано, речи приблизительно такого рода: «Афиняне, примите с добрым чувством Писистрата: его сама Афина почтила больше всех людей и вот теперь возвращает в свой Акрополь». Это повторяли они, проходя через разные места. Тотчас же по селам распространилась молва, будто Афина возвращает Писистрата; да и в городе население готово было верить, что эта женщина есть сама богиня; поэтому молились на нее и принимали Писистрата <. >»2.

[8] в)Третье «пришествие» Писистрата.

Вскоре   между   диакриями   и   паралиями   произошел   новый   разрыв. Результатом   его   было еще   одно и   на этот раз более длительное изгнание Писистрата из Афин. Изгнанный тиран со своими «дубиноносцами» отправился во Фракию. Здесь ему удалось завладеть Пангейскими рудниками. Он начеканил здесь серебряные деньги и навербовал наемников; в то же время им велись дипломатические переговоры с различными государствами, относившимися враждебно к аристократическому правительству в Афинах. К нему примкнула партия всадников, господствовавшая тогда в Эретрии, на Эвбее, одна из партий в Аргосе и в Фивах, влиятельный наксосец Лигдамид, часть фессалийцев. В Эретрие Писистрат вместе со своими сыновьями план нападения; туда же прибыли и их союзники.

Опираясь   на помощь этих групп   Писистрат   двинулся в   Аттику. Он разбил ополчение   противников   у   храма   Афины   при   Паллене, и   это   должно было казаться особой милостью богини Афины, которую он считал своей небесной покровительницей.

VII . Заключение : Положительно или отрицательно политика тиранов
повлияла на Древнюю Грецию?

Подводя итог всему выше сказанному о тирании нужно отметить наиболее главное, а именно то, что тирания явилась своеобразным катализатором в экономическом, социальном и конечно же в политическом развитии Древнегреческих государств.

          Тирания нанесла сильный удар аристократии и много способствовала возвышению демоса. Она служила большею частью переходной ступенью к демократии или, по крайней мере, к более умеренной, сравнительно с прежней, аристократии. Благодаря ей во многих государствах могли окрепнуть демократические элементы. Многие тираны, особенно основатели династий, были выдающимися личностями, обладавшими мужеством и глубоким умом. Но тирания имела немало и темных сторон. Если уже наиболее выдающиеся тираны, основывавшие династии, оказывались слишком неразборчивыми в средствах и слишком подозрительными, то их преемники — тем более: не имея ни тех талантов, ни тех заслуг, которые давали их отцам и предшественникам некоторое право на могущество, сознавая незаконность своей власти, они становятся еще более подозрительными и жестокими, видят свою опору исключительно в силе, в наемной страже, пренебрегают интересами демоса, которые делаются для них совершенно чуждыми и непонятными, и воздвигают гонение на всех.

          Тирания, с ее насилием, подозрительностью и лицемерием, должна была иметь деморализующее влияние; ее падение, после того, как она совершила свою историческую задачу, было необходимо и благотворно для дальнейшего развития греков. 0крепший демос мог теперь и без тиранов отстаивать себя. Тоже следует сказать и о тех тиранах, которые появлялись в Греции во времена и под эгидой македонского господства.  

VIII . Список   литературы:

1. Аристотель. Политика. Афинская полития. — М.: Мысль, 1997.

2. Геродот. История. — М.: Просвещение, 1981.
3. Фукидид. История. Т. 1, 2 / Пер. Ф. Мищенко. — София, СПб.: Пролог, 1974.
4. Лурье С. Я. История Греции. Ч. 1. С древнейших времен до оброзования Афинского морского союза. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1940.
5. Сергеев В. С. История Древний Греции / Под ред. акад. В. С. Струве и прф. Д. П. Каллистова — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Восточной литературы, 1963.
6. Древние цивилизации. Греция. Эллинизм. Причерноморье: Избранные статьи из журнала «Вестник древней истории». — М.: Научно изд. центр «Ладомир», 1997.
7. История Древней Греции. Под. ред. В. И. Авдиева, А. Г. Бокщанина и Н. Н. Пикуса. Учебник. — М., «Высшая школа», 1973.
8. Макаров И. А. Тирания и Дельфы в рамках политической истории Греции второй половины VII-VI в. до н.э. // Вестн. древ. истории. — 1995 — № 4. — с. 117 — 131.

9. Фролов Э.Д. Греческие Тираны — М., Издательство Ленинградского Университета,1972г. с. 3-6, 8-11,12-41.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий